Беларусь уже несколько месяцев живет без крупной пищевой соли. Ранее этот продукт импортировало украинское предприятие «Артемсоль», которое расположено в городе Соледар Донецкой области Украины, в самой гуще войны. Но когда стреляют пушки, не до соли.
Беларусь производит достаточное количество соли, которую активно поставляет на экспорт: за 2015-2019 годы экспорт пищевой соли из Беларуси увеличился на 35%. Почему же из торговли исчезла крупная поваренная соль, на которую у белорусов особый спрос: она используется для закаток.
Белорусская соль не хуже украинской
Сопредседатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор Маргелов говорит, что торговля продает крупную поваренную соль белорусского производства, не хуже украинской. Правда, только на развес.
— Крупную пищевую соль поставляло предприятие «Артемсоль» с Украины. Белорусскую мелкую соль торговля держала у себя как эксклюзив, а народ на закатки брал крупную. Понятное дело, что с Украины уже несколько месяцев поставок нет.
Вопрос в другом: крупная пищевая соль в Беларуси есть, причем белорусского производства. Она производится, но почему-то не налажена ее фасовка: то ли ее объемы маленькие, то ли еще что. Мы сейчас торгуем на развес солью солигорского производства крупного помола, которая совсем не хуже украинской. Украинская соль, честно говоря, и грязноватая была – с чернинкой, а наша почище и оценивают ее высоко. Но почему-то белорусскую соль мелкого помола фасуют, а крупного нет. И это загадка.
— Что говорят поставщики украинской соли?
— Ничего не говорят. На Донбассе идут бои, никто не знает, останется завод или будет уничтожен.
— А кто еще производит крупную пищевую соль в Беларуси?
— «Беларуськалий» и «Мозырьсоль», как минимум два эти предприятия.
— Значит, Беларусь в состоянии обеспечить себя собственной крупной пищевой солью?
— Народ оценил соль – тема закрыта с точки зрения качества. Осталось дело за количеством и упаковкой. Люди, которые привыкли делать засолки, привыкли к крупной соли.
Загадка года
Кандидат экономических наук Петр Мигурский считает, что Беларусь, скорее всего, импортировала крупную соль.
— Загадка года – исчезновение пищевой соли, потому что на самом деле в продаже имеется соль – мелкая, йодированная. Но торговля говорит о том, что крупная соль поступит в продажу к закаточному сезону.
Крупную соль закупали в том числе по импорту. Донбасс мог бы поставлять нам эту соль, вполне возможно, сейчас там идет ее накопление. Вот и обратная сторона войны: мы даже не в состоянии обеспечить население Беларуси крупной солью. Но придет время засаливать огурцы, проблему решат – не государство, так частники.
Справка
Производство соли сконцентрировано в руках ОАО «Мозырьсоль» и ОАО «Беларуськалий». Они практически закрывают потребности внутреннего рынка: «Мозырьсоль» производит 70,5%, «Беларуськалий» – 23%, и только 6,5% приходится на импорт.
Вместе с тем правительство Беларуси с 1 января 2022 года ввело продовольственное эмбарго в отношении широкого перечня товаров из Европейского союза, Соединенных Штатов Америки, Канады, Норвегии, Албании, Исландии, Северной Македонии, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Черногории, Швейцарии.
Соль фигурирует в перечне санкционных товаров.