Правительство пообещало в этом году вырастить ВВП не хуже прошлогоднего и готово выполнить свое обещание, не считаясь с сопутствующими потерями. Даже если среди жертв этого обещания окажется финансовая стабильность.
В Беларуси продолжало расти и количество денег в экономике, и долги.
По данным Нацбанка, широкая денежная масса за апрель увеличилась до 76,8 млрд рублей. Количество наличных денег в обороте выросло на 133,5 млн — до 10,17 млрд. Темп роста был ниже, чем в марте, но все равно денег в экономике стало больше, а стабильности от этого не добавилось.
В первом квартале Нацбанк, если не охладил рынок, то, по крайней мере, немножко позаботился о том, чтобы он не нагревался так сильно: увеличил резервные требования по обязательствам банков в иностранной валюте и вернул им доступ к рынку регулирования ликвидности.
В результате ставка на рынке межбанковских кредитов в первом квартале этого года выросла в два раза по сравнению с последним кварталом прошлого и составила 4,8%. Правда, по оценке экспертов исследовательского центра BEROC, в сложивших экономических обстоятельствах она должна была бы быть выше. Даже с учетом ценового контроля ставка МБК должна находиться на уровне в 7-8%.
«Запаздывающий характер монетарной политики делает ее не поглотителем, а акселератором шоков, что в совокупности с деградировавшими коммуникациями подрывает доверие к Нацбанку», — говорится в исследовании BEROC.
Правда, белорусские власти монетарными глупостями не занимаются. Белорусские власти действуют по принципу «вижу цель, не вижу препятствий». Цель – рост экономики на 3,8%. В ее достижении все средства хороши.
Поскольку внешние обстоятельства в последнее время не радуют, приходится полагаться на внутренний рынок. И стимулы в виде кредитов, которые все еще остаются слишком дешевыми, вопреки некоторому повышению процентных ставок.
В первом квартале этого года объем выданных кредитов был на 66% выше среднего уровня 2021 года. Доля кредитов в ВВП выросла до 73%. В 2021 году она составляла 57%. Кредиторская задолженность за март выросла на 5 млрд рублей и составила 83,4 млрд. Из них кредиты на 10 млрд рублей были просроченными.
«Как следствие, мягкие монетарные условия по-прежнему поддерживали избыточный спрос в белорусской экономике, а положительный разрыв выпуска в квартале 2024 года оценивается в размере примерно 2,8%», — говорится в исследовании BEROC.
Неудивительно, что при таком накачивании внутреннего спроса успехи в борьбе с инфляцией больше не впечатляют. После всего, что власти сделали для ценового регулирования, инфляция в Беларуси была все равно значительно выше чем у наших соседей. При том, что наши соседи ценовым регулированием не занимались и рентабельность своих продавцов и производителей ради красивых цифр в отчетах не убивали.
При инфляции в 5,6% инфляционный навес в Беларуси сейчас может составлять около 6%. То есть, если вдруг отказаться от ценового контроля, то двузначные цифры роста цен нам обеспечены.
И беда в том, что рано или поздно от ценового контроля отказаться все-таки придется. Пусть даже после того, как чиновники окончательно убьют в белорусской экономике прибыль и рентабельность. Только инфляционный навес с такими темпами будет уже гораздо выше. А значит, упадет намного больнее.