Десятки тысяч граждан для получения высокого дохода инвестировали средства в белорусские облигации и зарубежные активы.
Однако в этом году, на фоне западных санкций и кризисных явлений в экономике, риски для розничных инвесторов выросли.
Внешние и внутренние вызовы
Физические лица могут инвестировать деньги как в белорусские ценные бумаги, так и в зарубежные. Этой деятельностью занимались многие, чтобы получить доход выше, чем по банковским депозитам.
До последнего времени больших проблем граждане Беларуси, которые занимались инвестициями, не испытывали. Количество корпоративных дефолтов внутри страны было небольшим, то есть предприятия зачастую исправно рассчитывались по своим обязательствам.
Ввиду потенциально высокой доходности инвестиций в зарубежные активы они пользовались популярностью у обеспеченных граждан.
Однако после февраля 2022 года, когда Россия начала военные действия в Украине, а Запад в ответ стал вводить жесткие санкции, ситуация для белорусских инвесторов существенно изменилась. Угрозы стали возникать по нескольким направлениям.
Белорусские инвесторы, размещавшие деньги за границей, начинают сталкиваться с неожиданными препятствиями, которые могут иметь значительные негативные последствия.
Показательный пример — ситуация в белорусском Альфа-Банке. Предоставляя услугу доверительного управления, коммерческий банк на протяжении ряда лет инвестировал средства белорусских физлиц в зарубежные активы. В марте Альфа-Банк получил от зарубежных брокеров уведомление о том, что из-за санкций инвестиционные счета банка заблокированы. В результате клиенты белорусского банка «подвисли» и фактически утратили (хочется надеяться, временно) доступ к зарубежным активам, в которые вложили деньги.
На внутреннем рынке для белорусских инвесторов также замаячили риски. Из-за кризисных явлений в экономике у белорусских компаний может снизиться способность исполнять свои обязательства перед инвесторами. Первое белорусское рейтинговое агентство BIK Ratings уже стало пересматривать кредитные рейтинги по некоторым эмитентам корпоративных облигаций, что указывает на то, что, по мнению агентства, кредитоспособность предприятий может снизиться.
Осознавая повышение вероятности корпоративных дефолтов, Минфин в марте решил предупредить эмитентов облигаций и инвесторов о «заблаговременном достижении соглашений» на тот случай, если у первых появятся проблемы с возвратом денег инвесторам.
В частности, Минфин напомнил, что эмитенту (на основании письменных соглашений с владельцами облигаций) может быть предоставлена отсрочка (рассрочка) исполнения обязательств. Этот путь, по сути, означает реструктуризацию долговых обязательств.
Второй вариант, о котором упомянул Минфин, — конвертация валютных облигаций в рублевые на новых условиях. В данном случае имеется в виду рефинансирование долга, когда производится выпуск новых облигаций, чтобы погасить старый долг.
Наконец, еще один вариант решения долговой проблемы, который видит Минфин, — конвертация облигаций в долевое участие в бизнесе должника.
Как не потерять свои деньги
Участники рынка ценных бумаг отмечают, что интерес к высокодоходным ценным бумагам у белорусских инвесторов сохранился, однако и риски после І квартала стали выше.
«В І квартале реализовались риски у белорусских инвесторов, которые вкладывали деньги в зарубежные активы на российском или западном рынке. Эта группа инвесторов из-за ограничений российских властей и из-за западных санкций в ряде случаев утратила контроль над активами, в которые вкладывались деньги», — рассказал газете «Белорусы и рынок» директор профучастника рынка ценных бумаг ООО «Финап24» Александр МАКОВЕЦКИЙ.
Для инвесторов, которые вкладывали деньги в белорусские облигации, в І квартале ничего принципиально не изменилось: компании работают, физически бумаги хранятся внутри страны, и доступ к ним сохранился, но риски также выросли, и ввиду новых реалий самое время внимательно следить за отчетностью компаний и их действиями.
«Эмитентами белорусских облигаций выступают разные организации, и прогнозировать массовые дефолты пока нет оснований. Однако если санкции станут препятствовать работе компаний, если на фоне роста курса доллара долговая нагрузка существенно вырастет, а банковский сектор будет давать ликвидность по заоблачным ставкам или вовсе перестанет, то в реальном секторе могут возникать проблемы с исполнением обязательств», — допускает Александр Маковецкий.
Поэтому эксперт рекомендует розничным инвесторам всегда следить за финансовой отчетностью эмитентов ценных бумаг и интересоваться работой предприятий, облигации которых имеются на руках.
«У физлиц, которые вложили деньги в корпоративные облигации и столкнулись с проблемами платежеспособности эмитента ценных бумаг, есть два пути. Первый — договориться о реструктуризации или рефинансировании долга в тех случаях, когда вы верите в платежеспособность компании. Если веры нет, альтернатива — инициирование процедуры банкротства», — подчеркивает Александр Маковецкий.
Однако, напоминает он, требования кредиторов в случае банкротства компании удовлетворяются не в первую, а в четвертую очередь. Поэтому лучше всегда инвестировать деньги в известные и устойчивые компании, вероятность банкротства которых ниже, и стараться договариваться.
«Поскольку валютные бумаги таких компаний в большинстве случаев уже раскупили, а новые валютные выпуски попали под запрет со стороны регулятора, то сейчас не стоит рассчитывать на большой выбор на внутреннем рынке интересных ценных бумаг. С другой стороны, из-за санкций инвестировать в зарубежный рынок капитала стало рискованно», — отмечает Александр Маковецкий.
Поэтому можно предположить, что белорусские инвесторы в ближайшее время займут выжидательную позицию (к тому же ставки по вкладам заметно подросли), что может в значительной степени повлиять на дальнейшее развитие рынка облигаций, прогнозирует Александр Маковецкий.