Вернется ли доллар по три рубля и что будет с государственными финансами в следующем году.
Об этом — в новом выпуске программы «Оптимум» на ютюб-канале «Белорусы и рынок».
Автор и ведущий программы Андрей Маховский напоминает, что на следующий день после того, как Путин подписал указ об обязательной продаже валюты экспортерами, белорусский рубль оттолкнулся от дна и бодро поплыл к поверхности. Курс доллара к рублю упал на шесть копеек.
Ничего удивительного. Белорусский рубль давно следует курсом российского. А российский рубль после объявления об обязательной продаже валюты укрепился до 97 рублей за доллар. Чтобы понять, что будет с белорусским рублем, автор программы предложил разобраться с тем, что происходит с рублем российским .
Так, Указ Путина об обязательной продаже валюты касается 43 групп российских компаний. Это основные доноры российского валютного рынка. Нефть, газ, металлы, деревообработка, зерно. Последнее время продажи валюты этими экспортерами упали, и указ должен это все исправить. Российское правительство определит, какие компании в какие сроки и сколько валюты будут продавать. А чтобы у них не возникало искушения припрятать валютную выручку к ним направят специальных инспекторов.
Российские власти говорят, что ближайшая цель – не допустить падения рубля и стабилизировать курс в районе 100 рублей за доллар.
«Это позволит сформировать долговременные условия для повышения прозрачности и предсказуемости рынка, а также снижения возможности для финансовых спекуляций. Правительство подготовило постановление, определяющее сроки, объемы зачисления средств по внешнеторговым контрактам, на счета в уполномоченных банках а также параметры их обязательной продажи в России. Такое решение поможет выравниванию баланса между спросом и предложением, будет способствовать повышению предсказуемости торговли», - сказал премьер-министр России Михаил Мишустин.
Глава Сбербанка России Герман Греф считает, что курс может укрепиться до 90 рублей за доллар. Если это случится, то с белорусским рублем произойдет тоже самое. Курс доллара действительно может вернуться к отметке в три рубля.
Для белорусских властей это было бы конечно большим облегчением. Потому что, с одной стороны, укрепление белорусского рубля к российскому подрывало позиции белорусского экспорта. А с другой — его ослабление к доллару подрывало финансовую стабильность.
Но вопрос сейчас в том, на сколько российскому рублю хватит этого стимула. До сих пор мер, которые предпринимало правительство, надолго не хватало. И пока непонятно главное: как как указ об обязательной продаже будет исполняться, сколько валюты российские компании будут продавать на самом деле. Потому что недостатки законов часто искупаются необязательностью их исполнения.
И главная проблема российского рубля не только в плохих экспортерах, которые не хотят делиться валютой. Настоящая проблема в том, что в России есть слишком много рублей, которые мало кому нужны, и слишком мало валюты, которая нужна, чтобы покупать дорожающий импорт.
У белорусского рубля точно такие же проблемы. А еще белорусский рубль и белорусская экономика тотально зависят от российской.
Ну и конечно от России зависит и белорусский бюджет. Исполнение бюджета будет зависеть от российской помощи и от того, смогут ли белорусские производители удержать свои позиции на российском рынке.
В следующем году Минфин рассчитывает получить безвозмездную помощь от России на 4 млрд рублей. Это десятая часть всех доходов республиканского бюджета.
Но безвозмездная помощь в размере десяти процентов бюджета — лишь вершина айсберга. Зависимость белорусского бюджета от российского рынка гораздо больше. В следующем году власти делают ставку на рост экспорта. Продажи белорусских товаров за границу должны вырасти до 53 млрд долларов.
Российский рынок останется главной надеждой и опорой белорусского экономического возрождения. По плану на будущий год, при общем росте доходов на 20% поступления от таможенных пошлин из России должны вырасти на 70%. Вот такая одна красноречивая цифра, которая показывает все ожидания.
«Конечно же, основной рынок наш на сегодняшний день — это Российская Федерация», — сказал Дмитрий Харитончик, заместитель министра промышленности.
Не зря ж в последнее время в Минск зачастили российские губернаторы, а премьер Головченко зачастил по российским губерниям. Потому что российский рынок мы теряем.
Не только из-за курсовых проблем. Но и из-за того, что белорусский рубль укреплялся к российскому, а это снижало конкурентоспособность белорусских товаров. Есть и другая проблема: белорусские товары теснят конкуренты, компании из Индии, из дружественного Китая.
Когда в прошлом году из России ушли западные компании, перед белорусскими производителями открылись огромные возможности. Но постепенно компании из Китая и Индии опомнились и начали осваивать российский рынок. И оказалось, что белорусские производители могут чувствовать себя уверенно лишь там, где у них нет конкурентов.