Союзный "долгострой" расконсервирован

2009-02-09 21:45:23
"Павлюк БЫКОВСКИЙ"
Когда подготовка заседания ВГС еще не приобрела оттенок скандала, президент Беларуси Александр Лукашенко 30 октября 2008 г. на расширенном совещании по вопросам внешней и внутренней политики пообещал, что грядет "особый Госсовет": "Я, как председатель этого Высшего госсовета, сделаю все для этого, чтобы мы внесли в повестку дня существенные вопросы, которые касаются самого главного в наших отношениях. В противном случае мы такой Высший госсовет и проводить не будем" (см. "БР" № 44/2008).

Что "особого" было на заседании ВГС 3 февраля? Как минимум на нем не обсуждался проект Конституционного акта Союзного государства - якобы готовый к вынесению на уровень членов Госсовета. Впрочем, о такой готовности говорили уже лет десять.

Зато повезло другому "долгожителю". Еще в 1999 г. было принято решение о создании Единой региональной системы ПВО. Потом в 2001 г. - опять было о том же и даже президент издал Указ № 779, которым поручил подписать соответствующее соглашение министру обороны. Но в результате через семь лет после выхода указа сам глава государства подписал Соглашение о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы ПВО России и Беларуси.

Российский президент Дмитрий Медведев после подписания соглашения сделал заявление, которым поставил точку: "По противовоздушной обороне работа завершена". Белорусский же лидер постарался точку превратить в запятую: "Создание единой системы ПВО, на мой взгляд, должно быть в одном пакете с углублением военно-технического сотрудничества".

Интересно, что российский посол в Беларуси Александр Суриков на встрече с журналистами 6 февраля назвал данное соглашение рамочным и предположил, что на его базе "должен быть подготовлен целый ряд других документов, детализирующих это рамочное соглашение".

Если это действительно рамочное соглашение, то его условия по определению не считаются окончательными, поэтому политические обозреватели не исключают, что у официального Минска остались поле для маневра и предмет для торга с Москвой.

Среди десятка других подписанных по итогам заседания ВГС документов выделяется постановление "О мерах по преодолению влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономики России и Беларуси".

В кулуарах ВГС помощник президента РФ Сергей Приходько дал интервью ИТАР-ТАСС, в котором сообщил, что наши страны "разработали план совместных действий по введению единой валюты - рубля. План рассчитан на один год". Отвечая на вопрос корр. агентства, С. Приходько заметил, что "не стоит забегать вперед и ставить сроки" введения единой валюты". Однако, уточнил он, "в плане совместных действий по этому вопросу прописаны конкретные инструменты". "Это технологическая схема", - пояснил помощник президента РФ.

Через несколько часов по каналам БЕЛТА было распространено заявление главы МИДа Беларуси Сергея Мартынова, в котором тот опроверг сообщение о принятии некоего плана по введению единой валюты Союзного государства.

Как пишет БЕЛТА, С. Мартынов подчеркнул, что это - некорректная интерпретация не очень внимательных журналистов отдельных российских СМИ. "Речь об этом не шла. Речь шла о том, что сегодня на заседании Высшего госсовета принято решение до 1 апреля разработать соглашение, предусматривающее действия по приданию российскому рублю функции региональной резервной валюты. Региональная резервная валюта и единая валюта Союзного государства - это принципиально разные вещи. Между этими двумя явлениями огромная дистанция принципиального масштаба", - цитирует агентство С. Мартынова.

А вот госсекретарь Союзного государства Павел Бородин в очередной раз заявил, что до конца 2009 г. у наших стран будет одна валюта - рубль. Его никто не опровергал, так как этот ответственный за интеграцию чиновник уже неоднократно заявлял о скором завершении всех проектов-"долгостроев" Союзного государства, а те и не думали завершаться, а единая валюта - один из таких "долгостроев".

Российские информагентства не стали опровергать сообщение о введении единого рубля, тем более что на протокольной части встречи президентов двух стран 3 февраля А. Лукашенко заявил о поддержке российской инициативы по приданию российскому рублю статуса региональной валюты, но вместе с тем сказал: "...первым шагом может быть введение единой валюты. Я думаю, хорошо, что мы поставили этот вопрос в повестку дня".

Впрочем, кроме спорного интервью С. Приходько, во всех остальных сообщениях речь шла именно о региональной валюте. По статистике, доля российских рублей в расчетах по торговым операциям между Беларусью и Россией составляет 56% (при этом платежи в рублях со стороны российских предприятий за импорт белорусской продукции составляют 88,7%, белорусских предприятий за российский импорт - 44,2%).

Даже оптимисты считают, что превращение российского рубля в региональную валюту - дело нескорое, и не только две страны должны представлять этот самый регион. Зато это хороший повод для белорусской стороны попросить у России кредит, что она и сделала на заседании ВГС 3 февраля. Вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин рассказал журналистам, что Беларусь попросила кредит у России в размере 100 млрд. RUB "для того, чтобы использовать его для расширения расчетов в российских рублях".

"Нам дали две недели на подготовку и заключение по данному кредиту", - цитирует ИТАР-ТАСС А. Кудрина. По словам российского вице-премьера, вопрос об окончательном решении о выдаче кредита связан с тем, что "кредит нужен Беларуси для увеличения золотовалютных резервов, то есть не все будет использовано, потому что им не хватает, а валюта уменьшается".

В свою очередь С. Приходько добавил, что "в течение двух недель Центробанк РФ и правительства представят заключение по этому вопросу". По его словам, "речь идет о возвратном кредите". "Мы готовы поддерживать интеграционные процессы и заинтересованы в сохранении сегодняшних результатов", - подчеркнул он.

Кстати, накануне проведения заседания ВГС, 2 февраля президент Беларуси дал интервью телеканалу EuroNews, в котором, в частности, рассказал об обращении к России за новым кредитом и отметил, что предоставление такого кредита стало бы первым шагом к тому, чтобы российский рубль стал "настоящей, полноценной региональной валютой".

"Дайте нам кредит для того, чтобы мы могли на первых порах вам же этими деньгами заплатить за поставки энергоресурсов", - пояснил А. Лукашенко.

При этом глава государства сказал, что вопрос о признании Южной Осетии и Абхазии официальный Минск решает самостоятельно и это никак не связано с получением российских кредитов. "Беларусь поступит прагматично, разумно и очень порядочно в отношении народов Абхазии и Осетии", - заявил А. Лукашенко.

2 апреля открывается весенняя сессия Национального собрания, и депутаты действительно могут обсудить вопрос о признании этих самопровозглашенных республик. Вместе с тем в проект повестки дня сессии этот вопрос пока не внесен.
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!