Европейский зеленый курс – возможности и риски для экономики Беларуси

2022-03-20 18:31:24
"Артём КИРЕЙШИН, "Белорусы и рынок""

Несмотря на то, что программа Европейского зеленого курса направлена в первую очередь на европейских производителей и потребителей, его принципы распространятся и на международные цепочки производства и оказания услуг и могут оказать влияние на белорусскую экономику.

Эксперты Центра экономических исследований BEROC (Киев), МОО «ЭКОПРОЕКТ» и Товарищества «Зеленая Сеть» провели анализ ключевых положений и главных элементов Европейского зеленого курса (ЕЗК), а также оценили варианты его воздействия на экономику Беларуси.

Что такое зеленый курс?

11 декабря 2019 года Европейская комиссия приняла Коммюнике «Европейский зеленый курс». Европейский зеленый курс (ЕЗК) – программа действий Европейской комиссии, главной целью которой является переход к климатически нейтральной Европе до 2050 года. Климатическая нейтральность – путь развития, при котором выбросы парниковых газов равны поглощению и экономический рост не связан с возрастающим использованием ресурсов.

ЕЗК требует масштабной климатически ориентированной трансформации секторов экономики. Необходимы системные и целенаправленные усилия в разных сферах. Реализация положений Курса затронет и простых граждан, и компании, и правительства.

Цели ЕЗК не могут быть достигнуты ЕС в одиночку, поэтому сотрудничество выходит за его пределы. Реализация ЕЗК как основного вектора развития Евросоюза и его отдельных элементов окажет воздействие и на Беларусь.

Возможности и риски для белорусской экономики

Возможности

Евросоюз через собственные механизмы, инструменты и законодательные документы будет влиять на введение в странах-соседях системных изменений, связанных с переходом на зеленый курс устойчивого развития.

Установление амбициозных целей по сокращению выбросов для различных отраслей и реализация мероприятий по их достижению открывают возможность внедрения в Беларуси своих собственных инновационных технологий с экономией сырья и ресурсов (прежде всего энергетических) и направлением этих ресурсов на свое развитие.

Те страны, которые ставят себе амбициозные цели по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов, в первую очередь энергонезависимы, а во вторую – защищают и улучшают свои технологии, уменьшают движение финансовых потоков за рубеж, развернув их на собственное развитие. И поэтому цель по сокращению выбросов – это четкая цель на построение энергоэффективной, низкоуглеродной, экологически безопасной экономики.

Расширение инициатив по стремлению к углеродной нейтральности и экологической целостности, а также повышенное внимание инвесторов к экологической составляющей продукции определяют повышение спроса на углеродные кредиты.

Бизнес приходит к мнению, что так называемая традиционная рыночная экономика должна быть ограничена и для перехода на зеленое развитие необходимы прибыльные решения, которые позволят бизнесу расти и развиваться в новых условиях.

Переход на низкоуглеродные технологии будет выгодным, так как те предприятия, которые не пойдут по этому пути, проиграют из-за установления цены на углерод, а цена выигрыша компаний будет зависеть от скорости их перехода на низкоуглеродные технологии.

При условии создания в рамках ЕЗК действенного международного и (или) двустороннего механизма углеродной торговли возможно привлечение значительных объемов зеленого финансирования в Беларусь.

Риски

Разработка и реализация климатической политики отличается необходимостью глубокого межсекторального и межведомственного взаимодействия. Фактическое отсутствие государственной климатической политики в Беларуси в условиях институциональных ограничений привело к формированию и продолжающемуся углублению разрыва с климатической политикой ЕС.

Угрозу для Беларуси представляет не переход мира на зеленое развитие (потому что это уже заявлено многими странами и определены соответствующие темпы), а продолжающееся инвестирование в низкоэффективные и высокоуглеродные проекты, которые заведомо не имеют шансов и перспектив в новой, низкоуглеродной экономике, а также де-факто введенный мораторий на строительство возобновляемых источников энергии.

Определенные риски существуют для ряда конкретных отраслей и направлений экономики: например, для сельского хозяйства, добывающей и химической промышленности, внешней торговли.

Главный вызов для Беларуси – изменение устаревшей неэффективной системы управления сельским хозяйством. Текущая ситуация в аграрном секторе Беларуси подразумевает получение максимальных урожаев и прибыли, при этом ущерб для окружающей среды не учитывается.

Более высокие требования к качеству сельскохозяйственной продукции и экологические стандарты, которые нужно соблюдать при ее производстве, являются барьером для экспорта белорусских продуктов в ЕС. Это повлечет, прежде всего, снижение экспорта конвенциональных продуктов. Для увеличения и даже сохранения сегодняшнего объема экспорта необходимы внедрение в законодательство и практику рекомендаций ЕЗК и поддержка органического сельскохозяйственного производства.

Препятствием для роста экспорта органических продуктов, прежде всего, являются недостаточные объемы их производства в Беларуси. Органическое сельское хозяйство занимает менее 1% в Беларуси, очень медленно развивается, и пока нет предпосылок для более быстрого роста.

Реализация в Евросоюзе программы Зеленого курса создает риски для внешней торговли Беларуси. Среди угроз можно выделить:

  • дальнейшее сокращение доли ЕС в белорусском экспорте минеральных и химических удобрений;
  • снижение спроса на минеральные и химические удобрения в развитых странах в целом под влиянием принципов устойчивого развития.

Если первая угроза может быть нивелирована за счет диверсификации рынков (например, наращивания поставок в страны Азии), то вторая угроза носит системный и долгосрочный характер.

Европейский зеленый курс создает ряд серьезных угроз для экспортного потенциала белорусских компаний, осуществляющих выпуск мебели, постельных принадлежностей и схожей продукции. Среди них:

  • повышение требований к устойчивости исходного сырья;
  • необходимость дополнительных затрат на сертификацию и получение «экологических паспортов»;
  • изменение подходов к разработке и выпуску продукции: продукция не должна содержать вредных веществ, в конце жизненного цикла ее можно переработать. Это потребует серьезных инвестиций.

В числе наиболее важные аспектов Зеленого курса для Беларуси эксперты называют следующие:

  • ЕЗК окажет влияние на белорусский экспорт в ЕС;
  • С учетом финансовых и технологических возможностей предприятий Беларуси ЕЗК создает больше вызовов, чем возможностей для белорусского экспорта;
  • Влияние ЕЗК на белорусский экспорт в ЕС будет различаться в зависимости от тех или иных экспортных позиций;
  • Для «компенсации» влияния ЕЗК на экспорт белорусским предприятиям потребуется доступ к дешевым зеленым финансам, новым технологиям, европейским площадкам для обсуждения различных аспектов Курса с европейскими регуляторами, бизнесом и потребителями.

Однако в новых условиях, которые характеризуются расширением санкций в отношении Беларуси и сокращением сотрудничества в формате Беларусь – ЕС, будет сложно выйти на диалог с Европой. Это может привести к тому, что Беларусь еще больше отдалится от программы Зеленого курса, а экономика страны столкнется с вытекающими из этого негативными последствиями.

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!