Агроусадьба «Студинка» расположена в 70 километрах от Бреста. Здесь среди сибирских кедров и лиственниц гуляют верблюды, в русской печи печется хлеб, а на бывшем болоте катаются на катамаранах. Хозяин агроусадьбы Василий Новик вместе с сыновьями уже 19 лет ведет успешное экологически чистое фермерское хозяйство и предлагает своим гостям хотя бы на время вернуться к традициям прадедов.
А что, на этом действительно можно заработать? — зададутся вопросом многие читатели. Газета «Белорусы и рынок» решила узнать это у самого фермера.
— Каков сейчас масштаб вашего фермерского хозяйства?
— Мы начинали с восьми коров и одного трактора. Сейчас в хозяйстве 1760 гектаров земли. На них выращиваем зерновые, кукурузу, картошку, яблоки и вообще все, что только может расти в Беларуси. У нас 450 голов крупного рогатого скота и 700 голов овечек породы суффолк — одной из лучших пород в мире, она дает много мраморного мяса, которое не имеет специфического бараньего запаха. Сами производим масло, сыр, колбасы, рулеты, паштеты, черный хлеб, чай.
Мы отказались от использования на полях химических средств защиты и не кормим животных комбикормом. Пытаемся производить экологически чистую продукцию, насколько это возможно. Хотя нам достались не самые лучшие земли, но за 19 лет мы их изучили и знаем, на каком клочке лучше растет та или иная культура. Например, на лучших землях сеем пшеницу и ячмень, на худших — рожь и овес. Высокие места хороши для выпаса овец, более плодородные земли подходят для пастбищ крупного рогатого скота или сенокосов. Излишки силоса продаем соседним хозяйствам.
В планах — нарастить поголовье суффолкских овец до двух тысяч. Наши прадеды понимали, что баранина — самое легкоусвояемое человеческим организмом мясо, поэтому раньше в каждом дворе были овцы. Хотим также увеличить поголовье коров с 186 до 400. Молоко рентабельное, и не нужно думать, где реализовать продукцию: «государство» приехало, забрало и своевременно рассчиталось.
— Не стало ли причиной роста популярности агротуризма в Беларуси закрытие границ из-за пандемии?
— В нашей агроусадьбе, думаю, как и в других, весь прошлый год был практически «мертвым». Главная задача состояла не в том, чтобы наработать новых клиентов, а хотя бы сохранить коллектив. Нам это удалось за счет компенсации потерь другими отраслями — мясом и молоком. То есть внутренний агротуризм пандемия не подняла. Вот уже в этом году чувствуется, что пошло движение: стало приезжать больше людей. Однако допандемийного уровня мы еще не достигли.
— Как вы продвигаете усадьбу?
— Через свой сайт и социальные сети, но лучше всего работает «сарафанное радио»: кто-то попробовал, понравилось — советуют друзьям и знакомым. Сейчас некоторые горячие головы предлагают запретить проведение в агроусадьбах массовых мероприятий, свадеб, корпоративов. Думаю, такого делать ни в коем случае нельзя. Без крупных мероприятий начинающей агроусадьбе вообще будет крайне трудно раскрутиться.
Понимаете, чтобы люди приехали в агроусадьбу, недостаточно купить домик в лесу. В сельской местности есть хорошее высказывание: кинешь спереди — будешь иметь сзади, и по-другому никак. Чтобы получить хоть какую-то отдачу, сначала нужно вложить деньги. Человек не хлебом единым жив, ему нужны развлечения, мероприятия, новый опыт, возможность посмотреть и узнать что-то новое. Вот за этим люди едут.
— И как развлекаются гости в «Студинке»?
— Когда мы задумались об агроусадьбе, то у меня были десятки вариантов выгодных мест рядом с Кобрином. Но моя идея была в том, чтобы построить усадьбу в экологически чистом месте, куда бы приезжали люди, чтобы отлежаться и отдышаться от городской суеты. В итоге мы построили «Студинку» рядом с 35-километровым непроходимым лесом и болотами. Во время Второй мировой войны в этих лесах располагался партизанский отряд имени Котовского. Часто слышу от гостей из мегаполисов, таких как Санкт-Петербург и Москва, что у них тут в первый день кружится голова от переизбытка кислорода.
Наша агроусадьба одна из немногих в Беларуси замкнула весь цикл производства: от выращивания растений и животных до приготовления еды для наших гостей. Мы принципиально кормим постояльцев только тем, что готовили наши деды и прадеды: экологически чистой продукцией, приготовленной традиционными способами. Например, из самого популярного продукта — картошки — мы не делаем пюре: такое и в городе можно поесть. Наш повар картошку варит или запекает с корочкой в русской печи, вот тогда понимаешь настоящий вкус картошки.
В «Студинке» есть свой дендрарий и зоопарк из парнокопытных и пернатых животных. Тут живут яки, одногорбый и двугорбый верблюды, лани, благородный и пятнистый олени, разные виды пони и осликов, многочисленные виды уток, гусей, кур. В усадьбе произрастает 58 видов растений: сибирский кедр, маньчжурский орех, пихта и другие.
Мы почистили старое болото и сделали из него озеро. В нем можно купаться, кататься на лодках и катамаранах или ловить рыбу: карп, белый амур, линь, карась, щука. Есть спортивные и детские площадки.
Кроме того, мы купили автобус на 54 места и по желанию гостей возим их на экскурсию в другие уголки Беларуси. Популярные направления — Беловежская пуща, Брестская крепость, замки Гродненской и Брестской областей, Минск.
— Хозяйственником нужно родиться или такую жилку можно воспитать через образовательные программы в школах, создание каких-то специальных условий? Мне кажется, у нас в стране мало таких людей, как вы.
— Думаю, что таких людей много. У нас в Кобринском районе 83 фермерских хозяйства, и человек пятнадцать в них — настоящие господари.
Думаю, прежде всего человек должен родиться с таким задатком. Но одного этого недостаточно. У ребенка с детства перед глазами должен быть пример, у кого он может поучиться и перенять опыт. Ребенку нужно с раннего возраста давать в присутствии взрослых подержать штурвал комбайна, разрешать помогать в уходе за животными, возить с собой по полям. В общем, прививать ему интерес и желание работать на земле.
Сейчас я большие надежды возлагаю на моего внучка, Василька. Вижу, что он прирожденный фермер, ему это дано богом. Внуку всего четыре года, а он уже знает все марки тракторов, не боится зайти в коровник и может рассказать весь процесс производства хлеба. Он звонит мне из детского садика и просит забрать его на поле. От него я заряжаюсь энергией.
Моя мама говорила: «Гни деревце пока оно гнется, если оно уже выпрямилось, то его не согнешь». Сельский труд — очень тяжелый труд, его нужно впитывать с молоком матери. После легкой городской жизни очень трудно заставить себя заняться более тяжелым трудом.
— А со стороны государства можно что-то сделать, чтобы у нас было больше таких фермерских хозяйств и агроусадеб?
— Каких-то особых препон со стороны государства я не вижу. Но мотивировать развитие фермерских хозяйств, конечно же, нужно. Особенно это важно во время засух, как это было в 2018 и 2019 годах. В такое время выручки нет и молодые фермеры начинают задумываться, чем же еще заняться. В таких сложных ситуациях государственная поддержка важна, либо должны работать какие-то другие механизмы, которые помогут крестьянам дотянуть до плодородного сезона.