Эксперты Международного валютного фонда Тобиас Адриан и Гита Гопинат подготовили специальный доклад, в котором рассказали о перспективах развития мировой экономики и инфляционной ситуации в 2022 году.
Рост цен на энергоносители и продовольствие вызвал повышение инфляции во многих странах. Эти глобальные факторы, особенно высокие цены на сырьевые продовольственные товары, вероятнее всего сохранят влияние на инфляцию в 2022 году. Такая ситуация будет иметь особенно негативные последствия для домашних хозяйств в странах с низким доходом, в которых примерно 40% потребительских расходов приходится на продукты питания.
Так называемая базовая инфляция потребительских цен — показатель инфляции, в котором не учитывается волатильная инфляция цен на энергоносители и продовольствие, — также повысилась, но между странами отмечаются существенные различия. Отчасти увеличение базовой инфляции в ряде стран отражает восстановление после падения цен в 2020 году, например, ввиду сворачивания мер по снижению НДС в Германии. Таким образом, это помогает сконцентрироваться на совокупных показателях инфляции в годовом исчислении с периода до пандемии.
По этому параметру базовая инфляция в странах с развитой экономикой наиболее резко увеличилась в США, за которыми следуют Великобритания и Канада. В зоне евро она возросла значительно меньше. Кроме того, некоторые признаки базового инфляционного давления присутствуют в странах Азии, включая Китай, Японию и Индонезию. Среди стран с формирующимся рынком на чрезвычайно повышенном уровне находится базовая инфляция в Турции.
Медианный уровень инфляции — показатель, на который не оказывают влияния крайне больши́е или незначительные изменения цен в нескольких категориях товаров и который, таким образом, отражает широту и вероятность сохранения давления на цены, — также различается в разных странах. Недавнее повышение медианного уровня инфляции в США примерно до 3% в октябре также превышает показатели в других странах «большой семерки».
Несмотря на то, что в некоторых странах инфляция, скорее всего, сохранится на повышенном уровне в течение большей части 2022 года, оценки среднесрочных и долгосрочных инфляционных ожиданий в большинстве стран остаются приближенными к целевым показателям денежно-кредитной политики. В дополнение к ожидаемому ослаблению инфляционных факторов это указывает на то, что меры политики могут вернуть инфляцию на целевой уровень.
В США долгосрочные инфляционные ожидания повысились, но остаются приближенными к средним показателям за прошлые периоды и, таким образом, представляются хорошо зафиксированными. Ожидания в зоне евро возросли, но с уровней, значительно ниже целевых показателей, и теперь приблизились к ним. Это предполагает, что долгосрочные ожидания стали лучше привязаны к 2‑процентному целевому показателю, установленному Европейским центральным банком. В Японии инфляционные ожидания остаются существенно ниже целевого уровня.
Признаки фиксации инфляционных ожиданий наблюдаются в некоторых странах с формирующимся рынком, в том числе Индии, Индонезии, России и ЮАР. Исключение составляет Турция, где риск ослабления фиксации инфляционных ожиданий представляется очевидным, поскольку смягчение денежно-кредитной политики происходит, несмотря на рост инфляции.
Ожидается, что несоответствие между спросом и предложением постепенно смягчится, несколько снизив давление на цены. Согласно базовому прогнозу, ситуация с задержками в отгрузке, перебоями в доставке и дефицитом полупроводников, скорее всего, улучшится во второй половине 2022 года, считают эксперты МВФ Тобиас Адриан и Гита Гопинат.