По данным Белстата, в прошлом году за рубеж съездили почти в четыре раза меньше белорусских туристов, чем годом ранее, а поток иностранных туристов в нашу страну уменьшился в 5 раз. Сейчас во всем мире идет вакцинация, и многие связывают с ней надежды на улучшение ситуации. Будет ли этот год для белорусского турбизнеса легче предыдущего?
Своим мнением по этому поводу с газетой «Белорусы и рынок» поделился Руслан СЕГЕНЮК, председатель правления Республиканского союза туристических организаций, директор туроператора «Тайм Вояж».
— Действительно, вакцинация стартовала во многих странах. Вместе с тем не везде соблюдаются сроки запланированной вакцинации, не все страны получают вакцину в необходимом объеме, нет однозначного мнения по самим вакцинам. Так что процесс этот будет долгим и, скорее всего, растянется на весь 2022 год.
Есть, безусловно, лидеры — например, Израиль, где уже вакцинировано больше половины жителей, а к апрелю будет привито до 80 % населения. Поэтому Израиль уже принял решение открыть страну. Такого результата удалось достичь благодаря тому, что министерство здравоохранения в срок обеспечило своих граждан достаточным количеством вакцин, а также благодаря высокой степени доверия граждан Израиля к своей медицине. Не много стран может похвастаться такими успехами.
Конечно же, вакцинация уже приносит и принесет еще больше позитивных результатов в борьбе с COVID 19 и в плане открытия стран. Что касается туризма, то опыт, приобретенный за 2020 год, позволяет чуть более оптимистичнее смотреть на сезон 2021 года.
Сейчас туристический бизнес постепенно оживает. Уже открыто немало стран, куда могут улететь белорусы, — Египет, ОАЭ, Турция, Сербия, Албания, Черногория, Мальдивы, Мексика, Занзибар, Грузия. Да, некоторые страны требуют ПЦР-тесты за 72 часа, после возвращения из других придется выдержать изоляцию. Но, согласитесь, выбор уже есть! Конечно, по сравнению с 2019 годом количество туристов сократилось на 75 %, что откатило нас на 30 лет назад, но мы учимся работать и при таком количестве. По моим наблюдениям, 10—15 % турагентств ушли в ликвидацию, еще порядка 30 % или сократились по максимуму или поставили пока бизнес на паузу. Турбизнес потерял до 35 % рабочих мест, но в то же время стоит отметить, что ни один туроператор не прекратил существования, все работают и постепенно разруливают ситуацию с долгами от иностранных партнеров. Что особенно радует, так это то, что наш белорусский туризм в очередной раз показал себя в высшей степени саморегулируемым и социально ориентированным, так как туристов никто не бросил ни во время пандемии, ни сейчас, несмотря на отсутствие реальной помощи государства. Турбизнес постепенно, но успешно сам решает свои проблемы.
На туристическом рынке сейчас практически нет предложений по отдыху и путешествиям в Европе. Такие популярные направления, как Греция, Испания, Италия, Болгария, Украина, в прошлом году были недоступны. Десятков тысяч белорусов недосчитались Турция и Египет. В то же время Египет с открытия после первой волны для граждан Беларуси не закрывался и по-прежнему является самым популярным направлением для круглогодичного отдыха. Турция ввела жесткие требования по курортам, что помогло им справиться и сохранить туризм. Объединенные Арабские Эмираты подошли к вопросу основательно и сейчас все борта в Дубай полностью заполнены на ближайшие даты.
РСТО, как союз профессионалов, реально работающих в туризме, неоднократно предлагал идеи и по помощи отрасли, и в плане работы в ковидном режиме. Какие-то из наших предложений были отмечены регулятором, но до реализации дело не дошло. Изменения в Закон «О туризме» готовились на протяжении последних лет, в основном еще до пандемии. В нынешних же реалиях любые нововведения в бизнес недопустимы, они нарушат баланс еще похлеще ковида. К тому же многое из того, что содержится в готовящемся законопроекте, или уже устарело, или устаревает прямо на глазах. Ведь из-за пандемии бизнес-процессы меняются постоянно. Законопроект не содержит ничего сверхсрочного или сверхнеобходимого, без чего туризм не может выжить или что невозможно ввести подзаконными актами или другими способами.
Надеюсь, парламентарии услышат голос бизнеса и отложат принятие законопроекта до лучших времен, до стабилизации бизнес-процессов.