Только бы продать. Беларусь обсуждает возможность кредитования покупателей нашей продукции

2024-07-19 21:40:56
"Алексей МАЗАРТОВ, «Белорусы и рынок»"
ФОТО: Пресс-служба правительства

На этой неделе премьер Роман Головченко отправился в турне по странам Латинской Америки в поисках новых рынков сбыта. Посетил Венесуэлу, Никарагуа и Кубу. Правда, у перспективных партнеров есть один недостаток. У них нет денег.

За прошлый год объем торговли между Беларусью и Никарагуа составил 600 тыс. долларов. Белорусский экспорт в Венесуэлу последние несколько лет колебался в районе 1-2 миллионов долларов.

Лучше всего обстоят дела в торговле с Кубой. В начале июня Беларусь и Куба продлили соглашение о взаимных поставках, согласно которому белорусский экспорт на Кубу и кубинский импорт в Беларусь должны составить по 6,8 млн долларов.

Секрет совпадения цифр очень прост. Беларусь и Куба давно не торгуют за деньги. Они занимаются товарообменом. Ну как в старые добрые времена волов меняли на горшки, так сегодня Беларусь меняет свои тракторы на кубинские лекарства.

Но есть проблема. Тракторов в Беларуси много, а столько лекарств нам не нужно. А товарооборот надо расширять. И белорусские власти придумали как это сделать.

Об этом — в новом выпуске программы «Оптимум» на ютуб-канале «Белорусы и рынок».

«Так вот, помимо фармацевтики нас интересуют поставки рома, какао-бобов, кофе, пюре из фруктов и другие позиции. Мы готовы обсуждать эти темы и при достижении договоренности по цене и качеству включать их в нашу товарообменную схему», — сказал во время визита на Кубу премьер Роман Головченко.

То есть тракторы теперь можно будет менять не только на лекарства или апельсины, как в случае с поставками в страны Африки, но и на кубинский ром и, может быть, на кубинские сигары. Жалко только, что не получается менять белорусские тракторы на деньги.

Хотя выход есть. Можно дать покупателям денег, чтобы покупатели на эти деньги купили себе белорусские тракторы, и комбайны, и, может быть, автобусы. Вот именно такой проект оживления двусторонней торговли белорусская делегация обсуждала во время визита в Венесуэлу.

«Мы здесь прорабатываем вариант уже кредитования непосредственно потребителей, покупателей нашей продукции», — сказал посол Беларуси в Венесуэле Андрей Молчан.

Дело в том, что Венесуэла — это такая очень особая страна. Во времена белорусско-венесуэльской дружбы Беларусь построила в Венесуэле целых три сборочных производства. Но потом дружба кончилась, и белорусские заводы в Венесуэле перестали работать.

«У нас был ряд проектов с Венесуэлой по созданию сборочного производства, по налаживанию карьерной техники и так далее. Достаточно большие они были, громкие, эти проекты. Сейчас пришло время определиться, что делать нам с этими проектами дальше», — сказал заместитель министра иностранных дел Сергей Лукашевич.

Белорусские заводы в Венесуэле, как чемодан без ручки: нести неудобно, а бросить жалко. Потому что деньги были потрачены в свое время приличные. В общей сложности вложения в эти три предприятия были больше 50 млн долларов.

Поэтому неудивительно, что белорусские власти хотят реанимировать эти проекты. Пусть даже ценой выдачи кредитов. Но есть нюанс.

Дело в том, что схема с поставками белорусской техники в Венесуэлу в кредит уже была. И именно из-за нее белорусские поставки прекратились. Просто потому, что по этой схеме, то есть в кредит, Беларусь свою технику в Венесуэлу уже поставляла.

В результате по состоянию на 2017 год общая задолженность венесуэльских покупателей за поставки белоруской техники составила 220 млн долларов. Еще примерно 100 млн Венесуэла задолжала белорусским строителям. Долг не вернули до сих пор.

Потому что у покупателя не было денег, чтобы расплатиться. Потому что власти Венесуэлы еще больше, чем власти Беларуси склонны ставить эксперименты над экономикой. Власти Венесуэлы обвалили свою экономику уже не один раз.

Сейчас Венесуэла входит в число стран с самым неблагоприятным бизнес-климатом. В стране, которая добывает нефть, регулярные проблемы с бензином. Зарплата учителей в прошлом году могла составлять 6-7 долларов при том, что булка хлеба стоит доллар, а литр молока чуть меньше двух. Государство стремится заработать на чем угодно, поэтому в стране легализованы проституция и азартные игры. По уровню преступности Венесуэла находится на первом месте в мире, по количеству убийств — на одном из первых.

Ну и вот в этой стране наши власти собираются выдавать связанные кредиты на покупку белорусской техники. Повторить ту самую схему, которая один раз уже так блистательно провалилась.

И что характерно, идея кредитовать поставки белорусской техники – не какое-то эксклюзивное предложение для покупателей Венесуэлы. В случае с Никарагуа речь идет об открытии кредитной линии на покупку белорусской техники на 100 млн долларов.

Контракты, которые были подготовлены к визиту белорусского премьера, предполагают поставку в Никарагуа почти восьми сотен белорусских грузовиков, пожарных машин, коммунальной, строительной техники. А оплатить эти поставки должен Белорусский банк развития. Потому что у Никарагуа, где 44% населения живет за чертой бедности, денег нет.

Дебиторские долги, то есть то, что должны белорусским предприятиям на 1 июня, выросли до 73,5 млрд рублей. Долги самих предприятий – до 85,5 млрд. При этом просроченные долги составляют сейчас почти 10 млрд рублей. И это, конечно, самый подходящий момент, чтобы кредитовать никарагуанских и венесуэльских покупателей белорусской техники.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!