Беларусь занимается поставкой готовых комбайнов под видом собранных на совместном производстве машин. В этом упрекнул белорусскую сторону директор российской компании "Ростсельмаш" Валерий Мальцев. На совещании руководства российского предприятия с премьер-министром России Владимиром Путиным В. Мальцев обвинил крупнейшего белорусского производителя сельскохозяйственной техники ПО "Гомсельмаш" в недобросовестной конкуренции с российским производителем.
Не совместный проект, а контрабанда.
"Есть завод в Брянске, называется "Брянсксельмаш", завод с "Ростсельмашем" не сравнить, он мало что собой представляет. "Гомсельмаш" везет всю тысячу комбайнов через "Брянсксельмаш". Есть фотографии, где некоторые комбайны даже с железнодорожных платформ не снимаются. Переклеиваются наклейки с "Гомсельмаш" на "Брянсксельмаш", получают паспорт технического средства в Госгортехнадзоре, где написано: "место производства - "Брянсксельмаш". Все! Комбайн русифицирован", - рассказал В. Путину В. Мальцев.
Справка "БР"
СП "Брянсксельмаш" создано при участии ПО "Гомсельмаш" и российских инвесторов. Доля белорусского капитала в уставном фонде предприятия составляет 51%.
При этом, отметил директор ростовского предприятия, эти комбайны подпадают под действие дотационной программы компенсации процентной ставки по кредитам из федерального бюджета России - тысячи комбайнов "в этом году проходят через "Россельхозбанк" с надписью "Брянсксельмаш". Это, по мнению В. Мальцева, "нечестно как-то".
Кроме того, ростовский директор заострил внимание В. Путина на том, что ростовские комбайны не могут пробиться на белорусский рынок. В. Мальцев отметил, что он не против белорусской техники, "пускай комбайны к нам приходят - не вопрос", но необходимо, чтобы и белорусский рынок был открыт для российской продукции.
На деле, по словам директора, на протяжении последних 3 лет в Беларуси объявляется тендер на закупку сельхозтехники. 90% этого тендера выигрывает "Гомсельмаш", а 10-20% в объеме 200 комбайнов третий год подряд выигрывает "Ростсельмаш".
"Мы берем кредиты, производим под Беларусь эти комбайны, они стоят у нас на площадке, а Беларусь третий год подряд за них не платит. Тендер мы выиграли, договор заключили, но, к сожалению, поставки нет", - высказал обиду В. Мальцев.
В ответ на замечания руководства ростовского предприятия В. Путин традиционно пообещал разобраться в ситуации, ведь "открытие рынков должно быть одинаковое и доступ туда должен быть равнозначным и равноправным". Вместе с тем он отметил, что в России знают, как белорусские друзья и коллеги реагируют на меры, предпринимаемые россиянами.
Обижаешь, дорогой!
Впрочем, на замечания руководителя "Ростсельмаша" достаточно импульсивно отреагировали брянские партнеры "Гомсельмаша". В интервью "Радио Свобода" генеральный директор СП "Брянсксельмаш" Владимир Поздняков заявил, что предприятие производит не белорусскую технику, а "брянсксельмашевскую", под своим брендом. С "Гомсельмаша" лишь получают машинокомплекты, которые потом собирают в комбайны именно на российском предприятии. Таким образом, добавленная стоимость остается в России.
При этом, отметил В. Поздняков, более 60% комплектующих в собираемых комбайнах - российские. Поэтому он пришел к выводу, что такая кооперация выгодна России, но невыгодна "Ростсельмашу".
"Они нас облили грязью. Начата грязная, некрасивая кампания. Корни ее в том, что мы наращиваем производство, поэтому Ростов начал беспокоиться. Это связано с экономическим кризисом, с неплатежами, из-за этого возникли вопросы с реализацией комбайнов", - предположил В. Поздняков.
Он высказал надежду, что конфликт будет урегулирован в течение ближайшего месяца и не отразится на планах предприятия.
Отметим, что претензии России к белорусским производителям не новы. Они тянутся с 2006 года, когда в период обострения первых торговых войн встал вопрос о поставках белорусской техники в Россию. Однако и у белорусской стороны есть чем ответить россиянам.
26 июня первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, выступая в парламенте, отметил наличие запретительных мер на реализацию белорусской техники в РФ. По его словам, Россия пока не соглашается на субсидирование на паритетной основе закупок белорусской техники. И сегодня можно констатировать, что существует запрет на ее реализацию.
В. Семашко отметил, что Россия сняла 15-процентную преференциальную надбавку в пользу своих производителей.
"Но если взять статистику, то 85-90% автотракторной продукции и сельхозтехники покупается в России отдельными потребителями с учетом преференций, субсидий из федерального бюджета через Россельхозбанк. То есть понятно, что покупается только российская техника", - подчеркнул вице-премьер.
При этом он отметил, что настаивает на равных условиях закупок сельхозтехники. Так, если российская сторона субсидирует только 2/3 процентной ставки по кредитам на закупку российской и белорусской сельскохозяйственной техники, то Беларусь полностью возмещает проценты по кредитам, а дорогостоящая техника субсидируется в размере 50% номинальной стоимости.
"Мы готовы идти на такие издержки", - подчеркнул В. Семашко.
Требуется взвешенное решение руководства.
Спустя два дня после заявления руководителя "Ростсельмаша" в Минске, 8 июля, в Минске прошли переговоры по вопросам взаимных поставок сельхозтехники России и Беларуси. По итогам переговоров стороны договорились скоординировать усилия в области производства и поставок сельхозтехники. Так, белорусские и российские предприятия должны обсудить свои долгосрочные программы развития и кооперации и внести предложения по повышению их эффективности. После этого предложения предприятий и российского Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК "Союзагромаш" в августе будут рассмотрены на заседании совместной комиссии рабочей группой Министерства промышленности и торговли РФ и Министерства промышленности Беларуси.
"Необходимо, чтобы то, что мы можем произвести эффективно и надежно, производилось в Беларуси, а то, что наши российские коллеги могут, развивали они, - сказал замминистра промышленности Беларуси Геннадий Свидерский. - В конечном итоге мы должны давать конкурентоспособную технику как на рынке России и Беларуси, так и для экспорта в третьи страны".
Как считает министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Семен Шапиро, ситуацию, которая возникла между производителями сельхозтехники России и Беларуси, нужно срочно перевести в конструктивное русло. При этом он отметил, что заявления российской стороны являются не совсем зрелыми. Так, в России есть большая доля устаревшей техники, перекрыть которую новыми комбайнами "Ростсельмаш" не может.
"Там, может, нужно 20 тыс. комбайнов производить. Но "Ростсельмаш" не в силах это делать", - констатирует С. Шапиро.