Россия и Казахстан по-разному видят дальнейшее развитие союза, а Минск подчеркивает, что открытыми остаются вопросы единого рынка энергоресурсов и финансирования проектов.
24 августа состоялся Внеочередной совет глав правительств Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В повестке заседания числился единственный вопрос — о дальнейшем развитии интеграции в ЕАЭС на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Необходимо разработать проект новой декларации об основных задачах и ключевых направлениях объединения ЕАЭС до 2030 и 2045 годов — она должна будет заместить действующую стратегию на 2020–2025 годы.
Судя по заседанию, подготовлено как минимум два таких проекта — авторства России и Казахстана, пишет ThinkTanks.by со ссылкой на «Коммерсантъ».
Что предлагает Россия?
Российский вариант, как пояснил премьер страны Михаил Мишустин, приоритетом ставит создание общего платежного пространства на базе нацвалют, наращивание взаимодействия с другими странами и региональными объединениями (БРИКС, ШОС, АСЕАН), а также развитие технологического и промышленного потенциала.
Кроме того, отметил российский премьер, нужно создать «единое пространство гарантированной обеспеченности ключевыми товарами и ресурсами — в первую очередь речь идет о продовольственной и энергетической безопасности».
Что предлагает Казахстан?
Казахстан в своем проекте, как следовало из выступления премьера страны Алихана Смаилова, делает акцент на необходимости проанализировать текущее состояние дел и причины неисполнения уже имеющихся договоренностей.
Пока же, с учетом того, что не все работает так, как планировалось, и союз «проходит стадию взросления», Алихан Смаилов призвал «не увлекаться втягиванием в интеграцию новых сфер».
Что говорит Минск?
Белорусский премьер Роман Головченко отметил, что основные выгоды от обеспечения четырех базовых свобод в рамках ЕАЭС — движения товаров, услуг капитала и рабочей силы — уже получены, союз отдал свой «стартовый капитал» и требует запуска и продвижения новых форматов экономического взаимодействия.
Он также подчеркнул, что принятие новых документов «ни в коей мере не должно ослабить усилия по выполнению стратегии развития евразийской интеграции до 2025 года» — «нельзя позволить, чтобы невыполненные мероприятия перекочевали в очередной документ».
Среди неурегулированных вопросов остается единый рынок энергоресурсов, а также поиск источников и способов финансирования приоритетных инфраструктурных проектов, направленных на повышение транзитного потенциала ЕАЭС. Господин Головченко предложил задействовать «потенциал отношений с ШОС и БРИКС» в этом вопросе.
Что дальше?
По итогам совета не было подписано никаких документов. Урегулировать подходы «пятерка» намерена к декабрю, когда приоритетные направления планируется представить на утверждение президентов — и после этого перейти к детализации заявленных планов.