О сокращении лицензируемых видов деятельности говорится уже давно, однако практических результатов этих разговоров пока нет. Впрочем, похоже, дело потихоньку движется. Как сообщил агентству "Интерфакс-Запад" заместитель министра экономики Андрей Тур, недавно на совещании под руководством премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского был одобрен проект указа, отменяющий, в частности, лицензирование розничной торговли.
"На состоявшемся в понедельник совещании у премьер-министра в основном согласован проект указа, предусматривающий сокращение лицензируемых видов деятельности. Проектом, в частности, предусмотрена отмена лицензирования розничной торговли, за исключением торговли подакцизными товарами (алкоголь и пиво, табак, нефтепродукты)", - сказал Тур.
По его словам, "на заседание президиума Совета министров выносится в целом согласованный проект указа". Замминистра сообщил, что проект указа может быть рассмотрен на заседании президиума Совмина в ближайшее время.
В соответствии с проектом указа, из 53 лицензируемых видов деятельности планируется отменить 8, связанных со сферой услуг, еще 5 лицензируемых видов будут сведены в 2. В случае принятия указа будет сокращено около 49 лицензируемых подвидов хозяйственной деятельности. При этом отмена лицензирования розничной торговли позволит сократить число выдаваемых лицензий на 40%.
Разумеется, одобрение проекта указа правительством не означает его автоматического принятия. Указ станет нормативным актом после его подписания президентом и опубликования. Можно привести множество примеров, когда одобренные правительством проекты указов изменялись в президентской администрации до неузнаваемости.
Но все же сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, если таковое случится, будет существенным послаблением для бизнеса. Например, наиболее многочисленными лицензиями являются лицензию на розничную торговлю. Такую лицензию получить относительно легко, но и лишиться ее достаточно просто.
Например, лишиться лицензии можно за то, что оформление магазина не отвечает современным требованиям. Понятное дело, что такой критерий весьма субъективен. Однако он весьма удобен для разного рода контролеров и делает предпринимателя зависимым от чиновников. Утратив лицензию, субъект хозяйствования продолжает существовать де-юре, но лишается возможности вести бизнес де-факто. Понятное дело, за этим следует сокращение работников с уплатой компенсаций, что в большинстве случаев ведет к разорению бизнеса.
Часть лицензий носит откровенно идеологический характер. Например, лицензирование издательской деятельности предполагает определение тематики литературы, выпускаемой издательством. И если лицензию на издание рекламной продукции дают достаточно свободно, то издание общественно-политической литературы позволяют только "проверенным товарищам".
Непонятно также, зачем лицензировать строительство. Ведь любой мало-мальски значимый объект и на стадии проектирования, и на стадии строительства, и, разумеется, перед вводом в эксплуатацию проверяется многочисленными контролерами, комиссиями и пр. Закрадывается подозрение, что строительные лицензии нужны для контроля рынка строительных услуг.
Лицензии являются весьма удобным инструментом контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вероятно, поэтому сокращение перечня лицензируемых видов деятельности идет так медленно и трудно.