Вернее, между ними существует настолько тесная связь, что разбалансировку можно считать прямым следствием увеличения объемов производства. Квалифицированный и незаинтересованный наблюдатель мог бы давно это увидеть.
Даже уменьшение объемов производства и, соответственно, объемов продаж ведет к увеличению внешнеторгового дефицита.
В январе - апреле 2009 года объем внешней торговли товарами сократился на 40%, а вот размер отрицательного сальдо, наоборот, увеличился с 1.376,8 млн. до 2.621,7 млн. USD (на 90,4%).
Таким образом, сокращение стоимостных и физических объемов экспорта и импорта привело к непропорциональному росту размеров отрицательного сальдо, ввиду чего резко ухудшилось состояние торгового баланса страны.
Сокращение объемов экспорта в Россию в основном обусловлено падением платежеспособного спроса на тамошнем рынке, импорта - уменьшением стоимостных объемов российских поставок в Беларусь по причине падения цен на нефть и отчасти вследствие сокращения их физических объемов.
Но цены на нефтепродукты, которые Беларусь производила из российской нефти для реализации в третьих странах, тоже упали. Поэтому положительное сальдо, которое Беларусь имела в торговле со странами вне СНГ, основными покупателями наших нефтепродуктов, сократилось в 31 раз - с 2.328,3 млн. до 74,5 млн. USD.
Это и есть чистая выручка от торговых операций Беларуси на рынках 147 стран за 4 месяца.
Если кто затрудняется в оценках, то может вспомнить, что "Манчестер Юнайтед" продал своего нападающего Кристиано Роналдо за 130 млн. EUR. Сколько это в долларах?
Сравнения такого рода - чистая арифметика, никаких эмоций. Смех сквозь слезы начинается, когда слушаешь рассуждения на тему о "фамильном серебре" белорусов, которое плохой, в общем, Лукашенко не пустил в распродажу.
Знаете, даже среди аристократов не считается зазорным продавать фамильное серебро, когда нужда подступает. Это не фальшивые векселя подписывать. Но вот есть ли оно у нас, в нашем колхозно-пролетарском государстве, это фамильное серебро?
Отказываясь покупать "вечную иглу", Бендер был прав. Как оказалось, прав вдвойне - еще при жизни того поколения примусы были вытеснены из обихода более совершенными агрегатами.
Что-то подобное уже давно происходит и с нашей промышленностью, и с нашим сельским хозяйством. В них вкладываются большие и очень большие деньги. А ожидаемого экономического эффекта как не было, так и нет. В позапрошлом году сальдо по внешней торговле продтоварами составляло 176 млн. USD, а в 2008-м (предельно выгодном для Беларуси с точки зрения конъюнктуры) - всего 74 млн. USD. И это при том, что ставились задачи по его увеличению, а новый министр сельского хозяйства Семен Шапиро даже принимал известные по советским временам "встречные планы".
Недавно по телеканалу "Мир" демонстрировали назидательный телесюжет о белорусском сельском хозяйстве. Показывали забеги поросят на короткие дистанции, племенных быков и даже туземных страусов. И с восторгом было сказано, что только на программу возрождения села потрачено 32 млрд. USD.
Это никогда не "отобьется".
У нас очень предметный анализ подменяется рассуждениями по поводу. Взять хотя бы ту же "молочную войну". Россияне, по сути, отказались покупать белорусское молоко. Наши в ответ пообещали усилить таможенный контроль и тем самым преградить путь российской контрабанде. В печати даже назывались количественные показатели долей контрабанды в общем объеме российских товаров, пересекающих границу Беларуси. Очень большие показатели.
В итоге одни согласились покупать молоко, другие - не ужесточать таможенного режима. Какие из всего этого получаются варианты? Качество молока за несколько дней измениться не могло. В предлагаемых условиях эта величина может считаться постоянной. Следовательно, изменение в поведении партнеров вызвано введением в игру другой величины. То есть контрабанды. Большой. А вместе с ней пришел и третий игрок. Кровно заинтересованный и имеющий большой авторитет у поссорившихся партнеров-государственников.
То есть случилась крупная сделка, по понятиям, замаскированным под закон.