Такие данные прозвучали 17 февраля на совместном заседании президиума Верховного суда и коллегии Минюста.
За последние 10 лет объемы правосудия выросли в 2 раза, а нагрузка на одного судью в прошлом году составляла 85,6 дела в месяц, огласил статистическую информацию председатель ВС Валентин Сукало.
При этом он отметил, что в условиях небывалой нагрузки удалось обеспечить оперативность и качество рассмотрения дел. Менее 8% от общего количества дел перешли на рассмотрение с прошлого года. "Это свидетельствует о высоком потенциале судейского корпуса и о правильном направлении судебной реформы", - сказал председатель Верховного суда, тут же посетовав на то, что уровень предварительного расследования остается невысоким. Из-за этого, по мнению В. Сукало, в прошлом году было отменено 716 (1%) приговоров.
Одной из тенденций прошлого года председатель ВС назвал то, что лишение свободы перестало быть основным видом наказаний за уголовные преступления. В 2008 году к лишению свободы были приговорены 22% осужденных, причем среди несовершеннолетних этот показатель составил 15%. В места лишения свободы в 2008 году были направлены на 2,5 тыс. человек меньше, чем в 2007-м. По его словам, значительно возрос объем применения судами альтернативных наказаний, в частности штрафов. Суды 509 раз выходили за рамки санкций статей, вынося более мягкое наказание.
Однако председатель ВС тут же оговорился, что большинство судей по-прежнему предпочитают применять более строгое наказание, чем следовало бы: более 15 тыс. осужденных в прошлом году были направлены в места лишения свободы, при этом около 10 тыс. - за менее тяжкие преступления. "Вышестоящие суды вынуждены в 4 раза чаще снижать меру наказания, чем ужесточать приговоры, вынесенные в судах первой инстанции", - привел цифры В. Сукало.
Недоволен главный судья и качеством работы областных судов: нагрузка на них уменьшилась на 30%, а качество работы по уголовным делам снизилось в 3 раза. В прошлом году был отменен 31 приговор, вынесенный областными судами по уголовным делам, в то время как в 2007 году отменили лишь 11 приговоров. Также в прошлом году 19 человек были осуждены необоснованно.
Еще больше В. Сукало тревожит растущее количество дисциплинарных взысканий на судей, причем на некоторых оно налагалось по 2-3 раза в течение года.
"Правовое хулиганство, назовем это так, должно вести за собой строгое наказание", - подчеркнул председатель ВС.
Той же точки зрения придерживается и министр юстиции Виктор Голованов. По его данным, в прошлом году к дисциплинарной ответственности были привлечены 93 судьи, а это каждый 11-й. При этом получается так, что такое поведение поощряется: областные суды либо слишком мягко реагируют на нарушения, допущенные судьями, либо не реагируют вообще.
Беспокоит министра и то, что многие судьи позволяют себе нарушать профессиональный кодекс: управляют автомобилем в нетрезвом виде, помогают одной из сторон при подготовке к судебному заседанию. Но особенно министра возмутил случай, когда один из судей предложил истцу записать весь процесс на видео со словами: "Может, тогда меня, наконец, уволят с этой работы!".
"Наши судьи получают хорошую зарплату, они социально защищены и обеспечены всем необходимым", - подчеркнул В. Голованов.
Еще один бич белорусских судов - волокита. В прошлом году из 78 тысяч прекращенных административных дел половина была прекращена по причине истечения исковых сроков. Другими словами, суды дотянули до того, что рассматривать дело отпала всякая необходимость. Неоправданно затянуты и сами судебные процессы. Если в Европе дела решаются за 2 заседания - предварительное и окончательное, - то у нас растягиваются на 5-7. Судьи к рассмотрению дел подходят поверхностно, к заседаниям не готовятся, что и вынуждает их делать бесконечные перерывы и растягивать процесс.
Председатель ВС в своей речи также коснулся волокиты, заявив, что в белорусских судах по привычке считают, что главное - это персонал, а не обратившийся в суд гражданин.
"Пусть каждый председатель суда поставит себя на место гражданина и попробует пройти весь путь, - предложил В. Сукало. - Я однажды попробовал. И мне стало стыдно".