Центр экономических исследований BEROC представил очередной выпуск квартального обзора белорусской экономики. В нем говорится, что второй квартал для Беларуси был весьма успешным, но «пока больше оснований рассматривать внешнеторговое чудо как транзитивный шок».
Во 2 кв. произошел существенный скачок роста. По отношению к «ковидному» 2-ому кварталу 2020 г. ускорение роста было ожидаемо и предсказуемо за счет эффекта низкой базы. Но помимо этого, рост серьезно ускорился и по отношению к 1-ому кварталу 2021 г., достигнув отметки в 6% в годовом эквиваленте. В рамках отдельного квартала он стал рекордным с 4 кв. 2010 г. Причем, соответствующий скачок случился уже после того, как экономика вышла на прековидный уровень (в 1 кв.). То есть его нельзя отождествить с механикой восстановительного роста. Ускорение роста сказалось на многих макроэкономических показателях. Например, улучшились показатели корпоративной и государственной обремененности долгом, а также фискальная позиция. Рост реальных зарплат вновь ускорился, причем при снижении реальных удельных издержек на труд и сокращении безработицы.
Также ощутимый прогресс имел место в показателях качества роста. Производительность труда вышла на новый исторический пик, а индикатор отдачи на капитал достиг локального 4-х летнего пика. Все указанные тенденции, рассмотренные «в моменте», дают основания констатировать, что 2-ой квартал стал очень успешным. Вместе с тем, для более значимых суждений и оценок, на основании которых можно судить о качестве роста и его перспективах, важно учитывать контекст. В первую очередь, важны причины случившегося эпизода роста и их устойчивость.
Ключевой причиной бурного роста стала реинкарнация внешнеторгового чуда. Во 2 кв. рост экспорта продолжился, и его физобъем покорил новый исторический пик (превысив рекордный до этого 2 кв. 2012 г.). Экспортный бум обусловлен рядом факторов, связанных с особенностями постковидной макродинамики в мире. Импорт во 2 кв. также демонстрировал уверенный рост, но пока это лишь компенсировало проседание в период пандемии. Если бы внешнеторговое чудо могло претендовать на то, чтобы стать новой нормальностью, то вызванный им рост выпуска и сопутствующие тренды можно было бы считать натуральными процессами.
Однако пока больше оснований рассматривать внешнеторговое чудо как транзитивный шок. Маловероятно, что при остужении постковидной динамики в мире экспорт сможет продолжить рост. Вероятно, даже удержать имеющиеся позиции будет затруднительно. А импорт, с высокой вероятностью, будет нагонять экспорт. Поэтому наиболее вероятным видится исчерпание внешнеторгового чуда во втором полугодии. При таком сценарии рост ВВП замедлится, и по итогам года составит около 2.4%. Однако на траекторию выпуска окажут влияние и санкции западных стран. В зависимости от интенсивности их воздействия уже в этом году, наиболее вероятным диапазоном темпа прироста ВВП по итогам года видится 1.7-2.4%. К 2022 г. их влияние грозит стать главным фактором макродинамики, что обусловит вхождение страны в рецессию на рубеже 2021-2022 гг.