В том или ином виде «импортозамещение» в Беларуси существует уже четверть века. Но в отличие от прежних лет в последние месяцы стало ясно, что именно импортозамещение — наше будущее. От него, по всей видимости, никуда не деться.
Каковы перспективы максимальной замены зарубежных товаров отечественными, выясняла газета «Белорусы и рынок».
Инфраструктурный камень лежит и ждет
Популярный некогда лозунг «Купляйце беларускае!» подзабыт уж давно, да и торговля с каждым годом продает белорусам все меньше отечественного и все больше импортного. В 2021 году доля импортных непродовольственных товаров составила 59,4 %. Но даже условно белорусское почти наполовину состоит из «ненашего»: в 2020 году доля промежуточных товаров в общем объеме импорта Беларуси составила 61,1 %. А так как количество компаний, которые отказываются работать в нашей стране, растет, то заменять импорт необходимо везде и всюду.
А ведь производство, даже на первый взгляд несложное, требует капитальных инвестиций. Это не ІТ-отрасль, производству нужен не только «стол и ноутбук». Есть ли у белорусских или совместных компаний возможность заняться потенциально сверхвыгодным производством в том же «Великом камне», который и задумывался как один из краеугольных камней в фундаменте белорусского импортозамещения?
Как рассказал первый заместитель генерального директора ЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кирилл КОРОТЕЕВ, возможности для новых резидентов созданы. В чем-то помогло и государство, в частности построив дорогу Минск — Смолевичи.
— Один из ключевых моментов развития парка — связь с Минском. Сейчас дорога стала четырехполосной, без ям и колдобин, это резко упростило и ускорило передвижение. На территории самого парка мы освоили новый участок, на перспективу — готова вся инженерно-транспортная инфраструктура: дороги, инженерные сети, подстанции. И если говорить о проектах по импортозамещению, которые требуют времени и денег для подготовки к работе, то все есть — и площади, и мощности. В нашем распоряжении десять производственных корпусов, два из которых могут быть предложены для подобных производственных проектов. Есть и трехэтажные, и одноэтажные, с кран-балкой и без, можно арендовать несколько комнат, а можно и машиностроительные проекты реализовывать — все для этого подготовлено. Разворачивай проект, расставляй оборудование и запускай производство, — рассказал Кирилл Коротеев.
Выйти из порочной колеи
Все ли так просто? Довольно странными выглядят восторги по поводу того, что импортозамещение «расцветет» не до, а после появления проблем с финансами, логистикой, доступом к технологиям, сырью, ІТ-сопровождению проектов. А на выходе еще и сбыт упирается в санкционную стену… И важно понять, что в отличие от прежних лет, когда процессы разворачивались туго и проекты реализовывались годами, на сей раз импортозамещение должно быть быстрым, на фоне былых госпрограмм — мгновенным! Ведь в 2022 году оно будет идти в условиях, когда возможности купить и поставить что-либо на потребительский рынок или для поддержания работы существующих производств станут сокращаться.
В то же время стоит учитывать, что планы по импортозамещению не всегда к нему приводят. Стоит вспомнить итоги крупных инвестиционных проектов, нацеленных в том числе на импортозамещение, когда объемы импорта по соответствующим товарным группам в итоге даже выросли. Например, деревообработка: в 2010 году импорт древесины и изделий из нее составил 167,6 млн долларов, а в 2020-м — 178,7 млн; импорт бумаги и картона — 447,9 и 493,9 млн долларов соответственно, стекла — 139,1 и 146,1 млн долларов, шин — 90,6 и 198 млн долларов.
Три года не срок
Стоит ли сегодня надеяться на то, что белорусские власти настолько изменят подходы к реализации проектов, что ситуация изменится кардинально и новые проекты будут реализованы быстро и сразу начнут приносить пользу и прибыль? Эти вопросы газета «Белорусы и рынок» задала старшему научному сотруднику BEROC Олегу МАЗОЛЮ.
— Политику импортозамещения можно представить в двух вариантах: создание новых производств и расширение производства на действующих предприятиях. Воплощение первого варианта в складывающихся условиях представляется маловероятным. Во-первых, с точки зрения сроков реализации. Как правило, инвестиционный цикл составляет в среднем два года плюс год — это выход проекта на запланированную загрузку мощностей. Ждать импортозамещающей продукции предстоит не менее трех лет, и это при условии, что проекты пойдут по запланированному графику. Учитывая сложности с логистикой и нежеланием контрагентов попасть под вторичные санкции США или ЕС, последнее вызывает большие сомнения, — сказал эксперт.
Он также отметил, что в условиях дефицита внешних инвестиций возможности финансировать программы импортозамещения резко снижаются. Поэтому вероятнее всего импортозамещение пойдет по второму сценарию — доинвестирование в уже существующие в Беларуси производства. Подтверждение этого — обещание Владимира Путина выделить Беларуси 1,5 млрд долларов на развитие импортозамещающих производств. Но в масштабах белоруской экономики эта величина не даст какого-то существенного импульса.
Так что же, на проектах импортозамещения можно ставить крест? Отнюдь. По мнению Олега Мазоля, наиболее реалистичным представляется импортозамещение в виде наращивания поставок белоруской продукции на рынок Союзного государства.
— При этом замещать ушедшие из России западноевропейские и американские компании придут и компании из Китая, и наши производители столкнутся с прямой конкуренцией с ними. А при невозможности закупать комплектующие в Европе отечественные производители рассчитывают на поставки того же ассортимента из Поднебесной. При этом китайские поставщики будут пользоваться своим монопольным положением и завышать цены, чтобы, во-первых, получить больше прибыли, и, во-вторых, поскольку они же поставляют комплектующие на конвейеры китайских корпораций, чтобы сделать продукцию белорусских конкурентов менее конкурентоспособной на рынке РФ. Таким образом, с высокой долей вероятности белорусские компании не смогут ничего предложить на рынке Союзного государства, кроме собранных из китайских запчастей не очень качественных конкурентов продукции высокотехнологичных китайских брендов, и по-прежнему будут пытаться выжить в оставшихся небольших нишах российского рынка, — выразил уверенность экономист.