В Беларуси наметился отток вкладов, который ослабляет банковскую систему, а прирост наличных создает все большее состояние тревожной неопределенности.
Для экономики важную роль играет широкая денежная масса. Широкая денежная масса — общий показатель того, сколько денег циркулирует в экономике. Когда говорят «включился печатный станок», или «население забрало деньги из банков» или наоборот «люди понесли деньги в банки», все это отражается на объеме и структуре денег в экономике.
Широкая денежная масса включает в себя много элементов: это наличные деньги в обороте, сбережения, которые лежат на счетах у населения, финансы, которые лежат на счетах у предприятий во всех валютах и многое другое. Все это суммируется, пересчитывается на белорусские рубли, и ситуация фиксируется, например, на начало каждого месяца.
Можно сравнить показатели широкой денежной массы по состоянию на 1 февраля и 1 марта 2022 года. Кажется — всего один месяц, но на самом деле состояние экономики страны в начале февраля и в начале марта отличается существенно и заметно, пишет телеграм-канал «Нашы грошы».
О чем говорят показатели? Например, о том, что за месяц общий объем денежной массы в экономике вырос на 3,2% или на 1,7 млрд руб, в феврале он составлял 53,3 млрд, а в начале марта — уже 55 млрд рублей. Это значительный рост. Он произошел по двум основным причинам:
Последний пункт обращает на себя особое внимание. Количество наличных выросло на 9%: плюс 437 млн рублей за один месяц. Это рекордная сумма за такой короткий промежуток времени. Для сравнения, за весь прошлый год, а он был тоже сложный, наличных в обороте прибавилось в размере 596 млн рублей.
Откуда появились все эти деньги? В условиях кризиса население чаще обращается в банк за наличными. В неспокойное время люди снимают зарплаты с карточек. Это логично, особенно с учетом того, что по «пластику» появляется все больше ограничений.
Многие обналичивают свои сбережения в рублях и в валюте. Кто-то складывает деньги «под матрас», кто-то попробует деньги вложить в бытовую технику и прочие товары. Причем первых, очевидно, больше – доля наличных в экономике всего за 1 месяц возросла с 8,8% до 9,3%.
Для экономики такие резкие, структурные изменения — это шок. Справедливо ожидать, что отток вкладов продолжится, ослабляя банковскую систему, а прирост наличных создает все большее состояние тревожной неопределенности. Если эти деньги пойдут на покупку товаров, они еще вернутся в экономику, а если на покупку иностранной валюты и «под матрас» — то просто «заморозятся», затормаживая экономическое развитие.