В ловушке демографической убыли

2022-12-26 10:10:13
"Анастасия ГУРИНА"

За 30 лет население Беларуси сократилось почти на миллион. А в последние два года убыль невероятно ускорилась. Означает ли это, что совсем скоро страна обезлюдеет? За ответом мы обратились к расчетам экспертов.

Согласно официальной статистике, численность населения Беларуси на начало 2022 года составляла 9,3 млн. человек. Еще в 1992 году белорусов было 10,2 млн, то есть за 30 лет страна потеряла почти миллион жителей.

Согласно прогнозу ООН, опубликованному в 2019 году, к 2060 году мы потеряем еще миллион человек, и в Беларуси останется всего 8 млн жителей. Однако теперь становится ясно, что прогноз ООН был слишком оптимистичным.

Как объяснил экономист BEROC Лев ЛЬВОВСКИЙ, тот прогноз строился на данных 2017–2019 годов, а они для нашей страны больше не актуальны. В частности, ООН предполагал коэффициент рождаемости 1,73 — таков был локальный максимум за последние 10 лет. Однако уже в 2019 году рождаемость обвалилась до 1,38 ребенка на женщину.

BEROC составил свою модель изменения численности населения на основании последних доступных официальных данных — 2019 года. Более свежих данных нет, так как цифры по количеству рожденных и умерших Белстат не публикует уже два года. И эта модель получилась более пессимистичной по сравнению с прог­нозом ООН. Но реальность 2020–2021 годов оказывается хуже любых прогнозов. Исходя из трендов прошлых лет, ученые рассчитали, что наше население должно сокращаться примерно на 30–35 тысяч человек в год. А в 2021 году оно сократилось на 94 тысячи!

Такую огромную разницу между прогнозом и реальностью последних двух лет Лев Львовский объяснил двумя факторами.

«Первое — была высокая смертность от COVID-19. Второе — мы полагаем, что рождаемость снизилась еще сильнее, ниже 1,38. Это предположение основано на том, что у всех наших соседей за последние два года рождаемость сильно снизилась, так как происходили негативные для рождаемости события».

На самом деле…

Ни государственная статистика, ни прогнозы демографов не учитывают эмиграцию, потому что посчитать ее очень сложно, и в расчет берутся только те люди, которые сообщают о своем отъезде органам внутренних дел. А таковых, вероятно, не много.

«Позже, со значительным временным лагом, мы сможем выяснять, сколько уехало в некоторые страны. Например, по европейским странам, с задержкой в полгода — год, можно узнать, сколько людей получило разрешение на длительное проживание в ЕС. Но этот способ не позволяет учесть все. Например, в Грузии люди долгое время могут жить бессрочно без всякого ВНЖ. В России то же самое — там белорусы могут жить без всякого оформления», — объяснил Лев Львовский.

Однако, исходя из имеющихся данных и представления о примерной доле неучтенных эмигрантов, ученые могут делать предположения. Лев Львовский полагает, что с 2020 года уехало не менее 100 тысяч человек, но не более 200 тысяч.

Это означает, что к официальным цифрам потери населения за 2020 — 2021 годы (а это 60 тыс. + 94 тыс. = 154 тыс.) стоит прибавить еще 100–200 тысяч. Получается огромный обвал.

Будет всегда?

Стоит ли опасаться, что такие огромные обвалы теперь будут повторяться из года в год и через какие-­нибудь тридцать лет в Беларуси останутся доживать свой век «последние из могикан»?

За два прошлых года случились экстраординарные для нашей страны события, и 2022 год показал, что черные лебеди все еще кружат над нашим регионом. Однако ученые полагают, что тенденция может как ухудшиться, так и улучшиться.

«Например, сейчас рождаемость стала хуже, чем в нашем прогнозе, но в будущем ничто не мешает ей повыситься. В плюс еще может сыграть, например, реэмиграция — возвращение уехавших. То есть многое будет зависеть от общественно-политической обстановки».

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!