Новые политзаключенные

2009-03-02 18:27:33
"Геннадий Барбарич"

Два участника протестов предпринимателей, состоявшихся в Минске в январе минувшего года, оказались за решеткой. Это член зарегистрированного в Чехии "Маладога фронту" Артем Дубский и несовершеннолетний активист гражданской кампании "Европейская Беларусь" Максим Дашук. Они были осуждены за участие в той несанкционированной демонстрации - Дубский на два года, а Дашук на 1,5 года ограничения свободы без направления в спецучреждение открытого типа.

Однако А. Дубский вскоре уехал в Украину. Из-за этого милиция возбудила против него новое уголовное дело по статье 415 УК РБ ("Уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы"). А. Дубский был объявлен в розыск, а правоохранительные органы требовали, чтобы семья обеспечила его явку. В какой-то момент А. Дубский импульсивно решил вернуться на родину и был задержан 13 февраля прямо в поезде в Гомеле. Сейчас он находится в СИЗО г. Бобруйска и ожидает суда, который назначен на 3 марта в г. Осиповичи Могилевской области. Молодому человеку угрожает лишение свободы на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Справка "БР"

"Процесс четырнадцати"

Дело по статье 342 Уголовного кодекса Беларуси (Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них) было возбуждено в отношении участников акций протеста предпринимателей в январе 2008 г. За участие в них молодежный активист Андрей Ким был приговорен к полутора годам колонии (освобожден в августе 2008 г). Артем Дубский, Алексей Бондарь, Михаил Кривов, Михаил Пашкевич, Александр Стрельцов, Александр Чернышев, Татьяна Тишкевич, Михаил Субоч и Павел Виноградов были приговорены к ограничению свободы на два года без направления для отбытия срока в специальные заведения, Александр Борозенко - к ограничению свободы на один год без направления для отбытия наказания в специальные заведения. Антон Койпиш и Владимир Сергеев - оштрафованы на 100 базовых величин. Максим Дашук был приговорен к полутора годам ограничения свободы как несовершеннолетний.


Несколько иная ситуация у семнадцатилетнего М. Дашука. Его задержали 23 февраля в РУВД Московского района г. Минска, куда он пришел по вызову участкового инспектора. Однако уже на следующий день освободили из изолятора временного содержания под подписку о невыезде. Он пробыл за решеткой более суток.

"В три часа дня меня задержали, а дело передали следователю. В 15.20 меня посадили в камеру - там было сыро, капало, как на улице. В 11 вечера перевели в ИВС - там было уже получше. А на следующий день меня снова привезли в РУВД", - вспоминает М. Дашук. К слову, за это время молодого человека ни разу не покормили.

"В принципе, я рассчитывал на СИЗО. Подумал, что навряд ли меня будут освобождать. Я ждал встречи с адвокатом, а часов в камере ни у кого нет и время тянется так бесконечно долго... Меня два раза допрашивал следователь, один раз - мою маму. Затем меня вызвали к прокурору. Он с самого начала показался мне довольно суровым, еще когда я его только увидел. Он начал меня запугивать: вот, в тюрьму отправишься. Рассказывал мне, как там плохо.

Вообще, он больше "воспитывал" меня, чем допрашивал: каким плохим сыном я вырос для моей мамы, как себя веду, ну просто преступник. Говорил больше с моей мамой, чем со мной", - рассказал М. Дашук.

В беседе с корр. "БР" молодежный активист отметил, что не считает свое участие в демонстрации предпринимателей преступлением, а вот обвинение и суд над ним являются несправедливыми.

"Я не считаю мирную акцию протеста массовыми беспорядками. 10 января 2008 г. в Минске была мирная акция протеста, к тому же разогнанная в грубой форме милицией. У меня мать предприниматель, и то, как поступали власти с предпринимателями, терпеть было невозможно. Поэтому правильно, что я участвовал в демонстрации. Теперь видно, что и власти спохватились. Начали выходить законы и указы, которые поддерживают предпринимателей. Кризис заставил. Потому что только на малом и среднем бизнесе страна может выйти из него", - сказал М. Дашук.  По ходатайству адвоката Павла Сапелко М. Дашук был отпущен под подписку о невыезде. "Слава Богу! Я спокойно пошел домой. Мама очень волновалась, что меня могут посадить в тюрьму, плакала, я пытался ее успокоить. Но ведь понятно, что меня на самом деле могут туда посадить, это только вопрос времени. Статья 415 предусматривает наказание от полугода до трех лет лишения свободы", - сказал молодежный активист.

Зафиксированные в отношении М. Дашука "нарушения порядка" отбывания произошли потому, что несовершеннолетний активист был вынужден работать из-за сложного финансового положения семьи.

"Отец умер, когда проходил "процесс четырнадцати", в котором я участвовал. У него было слабое сердце, а тут у меня проблемы. И еще тогда умерла мать отца, моя бабушка. Все так совпало, и сердце отца не выдержало, - рассказал М. Дашук. - Я должен был помогать матери, чтобы мы могли как-то жить. У нас в семье тяжелая ситуация с финансами. Моя мама - индивидуальный предприниматель, она занимается доставкой продуктов питания. Ну и я тоже их доставлял, чтобы как-то деньги заработать. Поэтому, когда меня проверяли, меня не было дома".

Примечательно, что когда весной над 14 молодежными активистами проходил суд, Максим никому не рассказал о семейной трагедии. Вероятно, не хотел ничьей жалости. Тем более жалости прокурора и судьи.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!