Не только независимые эксперты предрекают белорусской экономике неприятности. Аналитики дружественного Евразийского банка тоже считают, что в ближайшем будущем ее ждут трудные времена. Со следующего года Беларусь ожидают стагнация, ускорение инфляции и ослабление белорусского рубля, говорится в отчете Евразийского банка развития. И это еще оптимистичный сценарий.
Пока белорусской экономике есть чем похвастаться. И чиновники изо всех сил этим пользуются. За семь месяцев рост ВВП составил 5,5%, а инфляция в годовом выражении держится ниже установленной властями планки в 6%. По оценке аналитиков Евразийского банка, важнейшим драйвером роста был внутренний спрос.
«Высокие темпы роста реальной заработной платы и сохраняющееся расширение кредитования населения сформировали условия для увеличения конечного потребления», — говорится в отчете.
Однако, как считают аналитики ЕАБР, сохранить набранные темпы до конца года не получится. Внутренний спрос уже так простимулирован, что стимулировать его дальше некуда. А охлаждение российской экономики сильно портит белорусским властям внешнеторговую статистику.
Набрав в первой половине года большой разгон, белорусская экономика сразу не сможет остановиться. Но темпы ее роста будут постепенно замедляться. ЕАБР ожидает, что по итогу года темп роста ВВП снизится до 3,4%.
На будущее экономик других членов Евразийского союза аналитики банка смотрят, кстати, с большим оптимизмом. Для остальных членов ЕАЭС банк прогнозирует экономический рост по итогам года в диапазоне от 5 до 8%. И только в России темпы роста экономики будут ниже, чем в Беларуси и составят 3%. Охлаждение российской экономики и будет главным источником проблем в экономике Беларуси.
«По мере охлаждения внутреннего спроса в России динамика белорусской экономики также начнет замедляться», — говорится в отчете.
Но до конца года экономика еще будет сохранять инерцию. А к началу следующего года эта инерция закончится. Следующие два года эксперты ЕАБР предрекают белорусской экономике стагнацию. По их оценке, темпы экономического роста замедлятся до 1,1% в 2025 году и до 1,3% в 2026-м.
«Динамика заработных плат и, как следствие, потребительской активности будет постепенно тормозиться. Возможности роста за счет экспорта будут сдерживаться снижением спроса со стороны России», — считают эксперты банка.
При этом эксперты Евразийского банка все-таки верят в здравый смысл белорусских властей. Они считают, что белорусские власти не станут добивать финансы предприятий ради исполнения своих планов по инфляции.
«Мы ожидаем некоторого ослабления ценового регулирования для устранения накопленных ранее дисбалансов», — говорится в отчете.
В связи с этим банк ожидает ускорения инфляции до 6,8% в 2025 году, а в 2027 – до 7,7%. Пока, впрочем, белорусские власти никаких признаков ослабление контроля над ценами не демонстрируют. А демонстрируют ровно наоборот.
Однако, по мнению экспертов Евразийского банка, стагнация, рост инфляции и девальвация белорусского рубля до среднего курса в 3,6 белорусских рубля за доллар в 2026 году – это все-таки оптимистичный сценарий. Он будет актуален, если с белорусской экономикой не случится каких-нибудь новых неприятностей.
«Базовый сценарий не предполагает введения новых значимых санкционных ограничений и потерь логистических цепочек», — указали эксперты банка.
Но не только санкции несут дополнительные риски белорусской экономике. Снижение цен на нефть может для белорусской экономики оказаться хуже любых санкций.
Будущее экономики России и так выглядит не очень радужным. А снижение цен на нефть может это будущее еще больше испортить.
Соответственно, снизится спрос на белорусские товары на российском рынке. За этим последует еще большее сокращение промышленного производства, падение валютной выручки, снижение доходов бюджета, ослабление рубля и ускорение инфляции.
«В этой ситуации для Беларуси значительно повышается риск рецессии и сокращения относительных заработных плат по отношению к соседним экономикам. Реализация такого сценария ускорит сокращение количества занятых в экономике, что приведет к снижению потенциальных темпов роста ВВП», — говорится в отчете ЕАБР.