ВВП Беларуси увеличился примерно на 1% в августе 2024 года по отношению к августу 2023 года. Рост выпуска сильно замедлился в условиях неравномерных темпов уборки зерна в этом и прошлом годах и сохранявшихся проблем в нефтепереработке после июльской непогоды.
В целом все более вероятно, что производителям тяжело сохранять высокие темпы роста выпуска из-за отсутствия свободных мощностей, дефицита кадров, усложнившейся логистики поставок и чрезмерного вмешательства государства.
Экономику Беларуси ожидает медленное «остывание» при условии отсутствия сильных шоков: прирост ВВП замедлится с 4–5% по итогам 2024 года до 0–2% в 2025 году.
Об этом говорится в новом экспресс-анализе, подготовленном экспертами BEROC.
Экономику Беларуси ожидает медленное «остывание» при условиях отсутствия сильных внешних шоков, ослабления динамики спроса в России, поддержания внутреннего бюджетного стимула и близких к нейтральным денежно-кредитных условий. Этому будет соответствовать прирост ВВП в диапазоне 4–5% по итогам 2024 года и его замедление в диапазон 0–2% в 2025 году.
Инвестиции в августе сократились более чем на 1% к июлю
Снизились как вложения в машины, оборудование и транспортные средства, так и объем строительства. После спурта в весенние месяцы динамика инвестиций затормозила, а их объем колеблется вблизи среднего уровня 2021 года. Негативное воздействие на инвестиционную активность может оказывать высокий рост издержек на оплату труда на фоне строгого ценового контроля на внутреннем рынке и снижения экспортных цен. Кроме того, недостаток работников и усложнившиеся схемы поставок товаров ограничивают возможности быстрого расширения производственных мощностей и объемов строительства жилья даже в условиях повышенного спроса на него.
Потребительский спрос на товары усилился
Розничный товарооборот вырос более чем на 1% к июлю (с устранением сезонности). Объем потребления товаров населением обновил исторический максимум, превысив средний уровень 2021 года почти на 17%, а отдельно на непродовольственные товары – более чем на 26%. «Вялых» действий Нацбанка недостаточно для охлаждения перегретого спроса на товары в среде бюджетного стимула и значительно увеличившихся доходов домохозяйств: кредиты для населения оставались доступными и росли быстрыми темпами в августе. Передача импульса от увеличения ставок МБК и по кредиту овернайт Нацбанка будет усиливаться к концу года, но без дополнительных мер со стороны регулятора это не сделает стоимость кредитных ресурсов ограничительной.
Довольно велики риски того, что текущие значения пруденциальных ограничителей кредитной нагрузки населения недоучитывают сверхоптимизм домохозяйств и вероятность существенно замедления роста заработных плат в 2025–2026 годах. Сильное торможение экономики в такой среде может привести к осложнениям с обслуживанием и погашением кредитов в среднесрочной перспективе.
Состояние внешней торговли ухудшилось
Дефицит внешней торговли товарами и услугами (с устранением сезонности) в июле текущего года составил около 180 млн долларов после около 90 млн долларов в июне. Отрицательное сальдо торговли товарами расширилось на 150 млн долл. — почти до 500 млн долл.в июле (с устранением сезонности). Это объясняется резким сокращением экспорта в страны вне СНГ, которое произошло на фоне падения производства в Гомельской области и указывает на временное сокращение поставок нефтепродуктов из-за проблем на Мозырском НПЗ. По мере завершения восстановительных работ на предприятии поставки возобновятся. Помимо воздействия разового фактора на увеличение дефицита торговли товарами в июне-июле повлияло поддержание повышенного объема импорта товаров в среде перегретого внутреннего спроса.
Внешняя торговля услугами в июле характеризовалась увеличением профицита в среде завершения спада IT-отрасли. Это сглаживало влияние сделок с товарами на общее сальдо внешней торговли, которое складывается низким в текущем году, но не критичным для резкой макроэкономической дестабилизации.
Инфляция повысилась
Ускорение месячной инфляции преимущественно связано с нетипичной динамикой цен на овощи. В августе они не дешевели тем темпом, который соответствует сезонной норме, а огурцы и капуста рекордно подорожали за многие годы. В результате аннуализированный сезонно скорректированный прирост цен плодоовощной продукции оценивается вблизи 70% м/м в августе. В целом нынешним летом овощи и фрукты дорожали чуть больше, чем на 3% в среднем в месяц (с устранением сезонности) – это почти 50% в аннуализированном виде. Причинами такого мощного роста цен могут быть проблемы с импортом, негативное влияние погодных условий на урожай, возможное неблагоприятное воздействие санкций и усложнения поставок фитосанитарной продукции, а также приоритетность экспорта перед насыщением внутреннего рынка.
Базовая инфляция в августе оценивается примерно 4,6% м/м (в аннуализированном виде с устранением сезонности). Это выше июльского значения в примерно 3,6% м/м, но по-прежнему является низким темпов для сложившихся макроэкономических условий.
Фронтально слабая динамика цен на непродовольственные товары сдерживала базовую инфляцию. Аннуализированный сезонно скорректированный прирост цен непродовольственных товаров опустился ниже 2% м/м в августе, а годовой прирост – до 4,4% г/г. Повышение себестоимости реализованной продукции на 18% г/г в январе – июле текущего года в условиях перегретых потребительского спроса и рынка труда было перенесено в потребительские цены непродовольственных товаров лишь частично. Это главным образом является следствием ограничения торговых надбавок и жесткого контроля за ценами со стороны правительства.
Определенные опасения вызывает резкое ускорение роста цен на ряд продовольственных товаров. Пшеничная мука, хлеб и хлебобулочные изделия, крупа и бобовые, макаронные и кондитерские изделия в августе подорожали в среднем более чем на 15% м/м (в аннуализированном виде с устранением сезонности). Возможно, это является следствием сочетания невысокого урожая текущего года и низкого урожая прошлого года. Если это так, то в ближайшие месяцы может усилиться ценовое давление в сегменте мяса и мясопродуктов. Вместе с тем пока преждевременно делать окончательные выводы о причинах сильного ускорения роста цен на отмеченные товары и необходимо наблюдать за их будущей динамикой.
В сегменте нерегулируемых услуг давление возросших издержек, в первую очередь со стороны оплаты труда, сохранялось, но не увеличивалось. Без крайне волатильных международных ж/д и авиаперевозок аннуализированный сезонно скорректированный прирост цен в этом сегменте оценивается вблизи 6% м/м в августе, а с устранением искажающего влияния директивного изменения с июля текущего года подходов к установлению стоимости медицинских услуг – вблизи 7% м/м. Наиболее показательные рыночные бытовые услуги продолжали дорожать высокими темпами (8–9% м/м), но в последние месяцы эти темпы, как минимум, не ускорялись. С осторожностью можно предположить, что потребительский спрос на услуги проходит пик экспансии и его динамика в дальнейшем может принять более умеренную траекторию.
Эксперты BEROC считают, что годовая инфляция в ближайшие месяцы останется вблизи сложившегося уровня, а по итогам года прогнозный диапазон сохраняется в размере 5–7% г/г.