Более 100 стран, включая Китай, Индию, Бразилию и Южную Африку, сталкиваются с серьезными препятствиями, которые могут помешать их усилиям войти в число стран с высоким уровнем дохода в ближайшие несколько десятилетий.
Об этом говорится в новом исследовании Всемирного банка, где сформулирована первая комплексная программа действий, которая позволит развивающимся странам выбраться из «ловушки среднего дохода».
Опираясь на уроки последних 50 лет, авторы «Доклада о мировом развитии 2024» пришли к выводу, что по мере роста благосостояния страны обычно попадают в «ловушку» на уровне около 10% годового ВВП США на душу населения – на сегодня это эквивалент 8 000 долл. США, то есть, середина диапазона доходов стран, которые Всемирный банк относит к странам со средним уровнем дохода. С 1990 года в категорию стран с высоким уровнем дохода смогли перейти только 34 страны со средним уровнем дохода – при этом более трети из них воспользовались плодами интеграции в Европейский союз либо открытия ранее неизвестных месторождений нефти.
В конце 2023 года к странам со средним уровнем дохода относились 108 государств, чей годовой ВВП на душу населения составлял от 1 136 до 13 845 долл. США. В этих странах проживают шесть миллиардов человек – 75% населения планеты – и две трети всех землян, живущих в условиях крайней бедности. На их долю приходится более 40% мирового ВВП и более 60% выбросов углекислого газа. И в отличие от тех, кто прошел этот путь до них, в своем стремлении избежать ловушки среднего дохода они сталкиваются с гораздо более серьезными проблемами: быстрым старением населения, ростом протекционизма в странах с развитой экономикой и необходимостью ускорить энергетический переход, цитирует авторов докалада Группа Всемирного банка.
«Битва за глобальное экономическое процветание будет в значительной степени выиграна или проиграна в странах со средним уровнем дохода, – подчеркнул Индермит Гилл, главный экономист Группы Всемирного банка и старший вице-президент по экономике развития. – Но в своем стремлении стать странами с развитой экономикой слишком многие из них полагаются на устаревшие стратегии. Они чересчур долго ориентируются исключительно на инвестиции или преждевременно переходят к инновациям. Необходим новый подход: сначала сосредоточиться на инвестициях, затем сделать акцент на «инъекциях» новых технологий из-за рубежа и, наконец, принять трехкомпонентную стратегию, обеспечивающую баланс инвестиций, технологических «инъекций» и инноваций. В условиях растущего демографического, экологического и геополитического давления у нас нет права на ошибку».
В докладе предложена стратегия достижения статуса страны с высоким уровнем дохода, названная стратегией трех «И». В зависимости от этапа развития всем странам необходимо последовательно осуществлять все более сложный комплекс мер политики.
Страны с низким уровнем дохода могут сосредоточиться исключительно на мерах политики, направленной на увеличение инвестиций, – это этап «И-1». Но как только они перейдут в категорию стран с уровнем доходов ниже среднего, им необходимо будет изменить тактику и расширить комплекс мер политики до этапа «И-2», сочетающего инвестиции с «инъекциями» зарубежных технологий, то есть, их внедрением и распространением в различных сферах экономики.
Достигнув уровня дохода выше среднего, странам следует снова сменить тактику и перейти к заключительному этапу «И-3», сочетающему инвестиции, технологические «инъекции» и инновации. На этапе инноваций страны уже не просто заимствуют идеи с передовых мировых технологических рубежей – они расширяют эти рубежи.
«Путь вперед будет нелегким, но страны могут добиться прогресса даже в сегодняшних сложных условиях, – отметил Сомик В. Лалл, директор «Доклада о мировом развитии 2024». – Успех будет зависеть от того, насколько хорошо общество сбалансирует силы созидания, сохранения и разрушения. Страны, которые пытаются оградить своих граждан от неудобств, связанных с реформами и открытостью, упустят выгоды, которые дает устойчивый рост».
В докладе говорится, что ярким примером реализации всех трех этапов стратегии трех «И» является Южная Корея. В 1960 году доход на душу населения в этой стране составлял всего 1 200 долл. США. К концу 2023 года этот показатель достиг 33 000 долл. США. Южная Корея начала с несложного набора мер политики, направленных на наращивание государственных инвестиций и поощрение частных инвестиций. В 1970-х годах эти меры переросли в промышленную политику, которая поощряла отечественные компании перенимать иностранные технологии и более сложные методы производства.
И корейские компании откликнулись. Компания Samsung, некогда занимавшаяся производством лапши, начала выпускать телевизоры для внутреннего и регионального рынков. Для этого она лицензировала технологии у японских компаний – Sanyo и NEC. Под влиянием успехов Samsung вырос спрос на инженеров, менеджеров и других квалифицированных специалистов. Правительство Южной Кореи отреагировало на это. Министерство образования поставило государственным университетам задачу оказать содействие в разработке новых комплексов навыков, востребованных отечественными компаниями, и выделило им на это дополнительные средства. А сегодня Samsung и сам является источником инноваций мирового уровня – одним из двух крупнейших в мире производителей смартфонов.
По схожему пути пошли и другие страны, в том числе Польша и Чили. Польша сосредоточилась на повышении производительности труда с помощью технологий, привнесенных из Западной Европы. Чили поощряло передачу технологий из-за рубежа и использовало их для стимулирования внутренних инноваций. Один из самых больших успехов Чили – это адаптация норвежских технологий выращивания лосося к местным условиям, благодаря чему Чили стало одним из крупнейших экспортеров лосося.