Кризисный психолог Екатерина Буйневич-Живица и психолог-консультант Катерина Максимова живут в Литве. Они провели первое независимое исследование на тему психоэмоционального состояния IT-релокантов из Беларуси. Оказалось, что у 15% опрошенных за год эмоциональное состояние не изменилось или ухудшилось.
Как понять, что адаптация к новым условиям не произошла, и как выбраться из состояния тоски и подавленности? Об этом психологи рассказали газете «Белорусы и рынок».
— Многие люди сталкиваются с эмоциональным дискомфортом при переезде в другую страну. Это нормально. Нужно адаптироваться. Какие признаки свидетельствуют о том, что человек не может справиться самостоятельно и ему нужна помощь со стороны?
Катерина Максимова:
— Помощь со стороны важна не только в критические моменты, когда человек уже не справляется с напряжением, но и на ранних стадиях. Это можно сравнить с профилактикой кариеса: лучше регулярно обращаться к стоматологу, чем ждать, пока боль не станет нестерпимой, а больной зуб придется удалять.
Чтобы отследить признаки острой симптоматики при переезде, обращаем внимание на настроение, уровень стресса, продуктивность и физические проявления в теле.
Если не хватает сил, есть проблемы с засыпанием/пробуждением, присутствуют грусть и тоска, настроение подавлено, мало что радует, а разговоры с близкими, оставшимися на родине, вызывают скорее боль, чем облегчение, то можно говорить о нахождении в кризисе, когда помощь специалиста будет очень полезна.
Многие люди после переезда испытывают также заметные изменения в весе и обострение хронических болезней (особенно аллергии, гастрита, ангины и акне) - это соматические (телесные) признаки повышенного напряжения и стресса, с которыми лучше работать. Поэтому в первую очередь следует обратить внимание на свой сон, продуктивность, настроение, желание общаться и познавать, и на тело.
— Почему длительный период проживания в другой стране одним помогает, а другие так и не могут решить свои эмоциональные проблемы? Может, им нужен не год, а больше времени? Или если за год не адаптировался, то и дальше все будет также? Какой вообще период считается максимальным для адаптации?
Катерина Максимова:
— Смену места жительства относят к топ-10 самых травматичных событий в жизни. Поэтому обобщение о конкретном сроке адаптации не совсем верно, ведь каждый переживает тяжелые события по-своему в зависимости от персональных ресурсов, гибкости и стойкости.
При этом антропологи в прошлом веке выделили четыре основные стадии адаптации, последняя из которых характеризуется бикультуризацией: ассимилированием новой культуры без отказа от предыдущей. Эта стадия начинается со второго года проживания в новой среде, но не факт, что имеет конец. Ведь невозможно стать до конца местным, как и избавиться от своей предыдущей идентичности.
Как было озвучено выше, стоит обращать внимание на критические состояния вне зависимости от времени, прошедшего после переезда. При этом и в отсутствии острых переживаний есть ловушка: люди, пытаясь адаптироваться, находят себе сообщества таких же мигрантов, общающихся на родном языке. И, с одной стороны, это очень помогает, а с другой — в таких поддерживающих “анклавах” можно застрять на длительный срок и не дать себе влиться в новую среду ни на третий, ни на пятый год. Поэтому, давая себе слишком много времени на адаптацию, можно ей помешать. И при этом за год адаптироваться точно не получится. Об успешности адаптации можно начинать судить на третий год после переезда.
— Как вы относитесь к онлайн психологам?
Екатерина Буйневич-Живица
— Если у специалиста есть необходимые компетенции, чтобы помочь человеку в разрешении его психологических трудностей, не так важно, в каком формате происходит терапия. В идеальных условия, конечно, продуктивнее работать в оффлайн. Эффективнее это в первую очередь для клиента, ведь он сможет сразу понять «его» ли это психолог, комфортно ли ему, может ли он доверять терапевту, чувствует ли себя в безопасности во время консультации. Однако пандемия уже внесла существенные коррективы в общение по всему миру. Хотим мы того, или нет, мы уже живем по-другому. Если вопрос нужно решать здесь и сейчас – хороши все доступные методы психологической помощи.
— Зная, что предстоит релокация, можно ли дома подготовиться так, чтобы будущие трудности в новой стране были менее болезненными?
Екатерина Буйневич-Живица
— Конечно, готовясь к переезду, желательно ознакомиться не только с местом, куда вы едете, а еще узнать какими эмоциями сопровождается психологическая адаптация к жизни в новой стране. Это как трейлер к фильму. Посмотрев его, вы понимаете, о чем в принципе будет фильм, какой динамики и экшена от него ожидать. Так и с чувствами: переживание грусти, печали, тоски, апатии, тревожности не станет для вас неожиданностью – это те чувства, которые в той или иной мере отмечает у себя каждый человек, который решил радикально изменить свою жизнь.
Постарайтесь заранее ознакомиться с особенностями жизни в другой стране. Очень полезно побывать в ней до переезда, пообщаться с местными или организациями, консультирующими новоприбывших.
Стоит обратить внимание на детали: сколько стоит топливо, если вы переезжаете на своей машине, какой гонорар берет себе риелтор в случае успешного оформления договора аренды (в Литве размер гонорара риелтора может достигать стоимости одного месяца аренды), обратить внимание на порядок цен в магазинах и самому определить локацию, где вам будет комфортно жить. Когда мы искали жилье, то обнаружили прекрасный, как нам показалась вариант в историческом центре Вильнюса. На первый осмотр квартиры мы пришли пешком, посмотрев по навигатору, сколько времени будет занимать дорога до офиса и школы. Квартира понравилась, но потом мы попробовали добраться до нее на машине (схема движения по улочкам Старого города слегка загадочная), а потом прогулялись по округе и оценили шумную «атмосферу», которую вечером создавали ресторанчики. В итоге мы отказались от этого варианта.
Старайтесь заранее читать публикации в местных СМИ об особенностях проживания, общайтесь с людьми, которые уже живут в городе, добавьтесь в русскоязычные чаты и группы, организованные людьми, проживающими в стране. Очень важно предварительно подготовиться. Вы же не пойдете сплавляться на байдарках, без соответствующей амуниции и инструктажа?
Если у человека низкая толерантность к неопределенности (а переезд – это всегда неопределенность и радикальная смена уклада жизни), советую начать общаться с психологом до отъезда. Это поможет стабилизировать ваше психологическое состояние, проработать основные страхи, связанные с переездом, и меть возможность продолжить общение потом в онлайне. В процессе подготовки стоит принимать тот факт, что сложности непременно будут, но если с ними уже справлялось достаточное количество людей, то и вам это будет под силу.
— Релокация по работе и релокация по политическим мотивам: адаптация в новой стране одинаковая или причины релокации имеют разное влияние на адаптацию?
С одной стороны, можно различать мотивы переезда и их влияние на процесс адаптации, а с другой — разделять их на “рабочие” и “политические” — не совсем верный подход, потому что это все аспекты одного поля, ведь люди и компании едут за большим благополучием, безопасностью, перспективами и комфортом.
При этом, когда человек релоцируется по работе, у него также есть выбор остаться, он сам принимает решение принять предложение компании переехать в другую страну и опирается на помощь компании в решении как административных вопросов (от перевоза вещей курьерской службой до найма риэлтора для подбора арендного жилья), так и в решении миграционных вопросов (IT-специалисты получают трехлетний вид на жительство Blue Card по упрощенной схеме). Люди же, переезжающие самостоятельно, такой помощи не имеют и, безусловно, испытывают куда большую нагрузку и стресс при адаптации.
Большую роль в проживании кризиса играет возможность вернуться на родину в привычную среду, встретиться с близкими и друзьями, забрать дополнительные вещи, обратиться к своим врачам и просто побыть в привычной среде. Как мы видим на примерах релокантов, многие пользуются этим, и это помогает им восстанавливаться и выравнивать эмоциональный баланс. А те, у кого нет такой возможности по различным причинам, проживают кризис куда сложнее, сталкиваясь с удушающей ностальгией и безысходностью.