В самом конце прошлого года тихой сапой завершилась ликвидация предприятия, которое в 1990 году наряду с БелАЗом было названо лучшим экспортером страны и некоторое время считалось одной из надежд национальной экономики на валютную манну.
Борисовское предприятие музыкальных инструментов, выпускавшее знаменитые пианино «Беларусь», — одно из десятков процветавших в советские времена производств, история которых печально завершилась в новейшем периоде истории Беларуси.
О борисовских пианино, слуцком пиве, ивенецкой «Коровке» и о других некогда популярных, а ныне утраченных брендах решила вспомнить газета «Белорусы и рынок».
Музыка по нидерландским нотам
В начале 1991-го, по недавно появившейся традиции подводить итоги прошедшего года, Торгово-промышленная палата БССР назвала тройку лучших экспортеров республики. В нее вошли жодинский БелАЗ, значительно нарастивший поставки самосвалов на «Дальнюю дугу» за счет контракта в Перу, в третий раз подряд пожинающее плоды устойчивого спроса «капиталистов» на постельное белье Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение и неожиданно для многих — производственное объединение «Белмузпром». Предприятие, объединявшее в то время фабрику пианино в Борисове и завод музыкальных изделий в Бобре, всего за два года сумело отвоевать почти 15 % мирового рынка в нише недорогих пианино и стало одним из серьезных источников валютных поступлений в казну СССР и республики.
Пианино «Беларусь» было хорошо знакомо потребителям с 60-х годов, но в основном только в Советском Союзе. Его настоящее открытие для мирового рынка устроили нидерландцы, появившиеся в Борисове в 1987 году. Их привел на фабрику белорусский партнер, концерн «Белпроминвест» — сначала государственная, потом частная структура, в начале 90-х преобразовавшаяся в Ассоциацию делового сотрудничества «Белфортекс». «Белпроминвест» первым начал импортировать в Беларусь бытовую технику нидерландского концерна Phillips, открыв для ее реализации в розницу валютную секцию в минском магазине «Радиотехника». А потом фактически монополизировал деловые контакты с бизнесменами из Страны тюльпанов. Например, в 1991 году концерн принял участие в организации визита в Нидерланды правительственной делегации во главе с Вячеславом Кебичем и проведенных там переговорах. На бумаге получилось много перспективных проектов. Среди них фигурировали учреждение под Минском по нидерландским технологиям экспериментального хозяйства «Голландский хутор», организация совместного предприятия по выпуску табачных изделий, налаживание производства строительных конструкций и фасадных красок, проект создания систем спутникового телевидения и строительство мясоперерабатывающего комплекса, сети пекарен в Минске и гостиницы для делового туризма — около 70 белорусско-нидерландских инициатив. В итоге же по-настоящему «выстрелили» две — сооружение и эксплуатация торговых центров, воплотившаяся в «Торговый дом «На Немиге» и его филиалы в Молодечно и Бобруйске, и стремительно развивавшаяся производственная кооперация с Борисовской фабрикой пианино, ярко сверкнувшая в конце 80-х — начале 90-х.
В 1987 году старавшееся не упустить свое место под солнцем объединение «Белмузпром» начало осваивать новые методы хозяйствования в виде хозрасчета. И в этом же году в объединении появился партнер, готовый показать, где оно находится. Им стала нидерландская фирма «Пианофортекс», которая в эксклюзивном порядке по соответствующему договору взялась найти новые рынки сбыта для борисовской продукции.
Но для начала нужно было изменить сам продукт — под потребителя с совершенно иными, более высокими требованиями. Фактически в экспортной версии нового борисовского пианино из белорусского осталась только дека, остальное — форма, цвет, начинка — были изменены под присмотром специалистов из Нидерландов и представителя нидерландской компании Йохана де Хая.
Чтобы улучшить качество продукции, сам «Белмузпром» с 1988 года начал прямые закупки полуфабрикатов бука, граба и резонансной ели в Югославии.
Результаты не замедлили сказаться — в 1989 году 2,3 тыс. сотрудников объединения выпустили около 22 тыс. единиц продукции, среди которых были пианино (около 10 тыс. единиц), цимбалы, ксилофоны, а также различные товары народного потребления: детские музыкальные инструменты, тумбы под телевизоры, шахматные наборы, настольные письменные приборы. Большая часть пианино, цимбал и ксилофонов предназначалась зарубежным покупателям в Нидерландах, Италии, Англии, ФРГ, Норвегии, Франции, Бельгии, Польше, ГДР, Югославии, Канаде, Австралии, КНР — в 1989 году поставки были осуществлены в 42 страны мира. В итоге за короткий срок «Белмузпром» поднялся в мировом рейтинге производителей недорогих пианино с 27-го на 8-е место с долей на рынке 10–15 %. Правда, был один нюанс: покупатели в западных странах чаще всего не видели на инструменте лейбла «Беларусь» или даже Belarus — для этих рынков, как правило, использовались специально зарегистрированные «капиталистические» бренды Holstein, Sсhubert, Irmbach, Forte, Wieller и Sängler & Söhne.
В 1990 году «Пианофортекс» подписала новое, на этот раз пятилетнее соглашение о сотрудничестве с белорусским производителем. Но развал Советского Союза и последовавшее обрубание производственных связей, ухудшение финансовой ситуации при полностью неконвертируемом рубле, падение спроса при массовом обнищании населения не могли не сказаться на развитии совместного проекта. Даже руководителям «Белмузпрома» стало не до пианино. В 1992 году глава КГБ Беларуси Эдуард Ширковский, раскрывая перед депутатами Верховного совета уровень коррупции, включил в свой доклад историю с фабрики. Правоохранители выявили и пресекли попытку замдиректора объединения и начальника отдела сбыта отправить в Вильнюс под видом пианино… пять вагонов дефицитного на рынке и производстве алюминия.
Нидерландцы вскоре свернули проект, а борисовская фабрика, утратив позиции на внешних рынках, постепенно начала скатываться в пропасть. В начале 2000-х выпуск пианино на ней не дотягивал даже до тысячи единиц, число сотрудников сократилось до четырех сотен. В 2006 году по предписанию МЧС производство и вовсе было остановлено из-за аварийного состояния цехов. После нескольких неудачных попыток спасения предприятия в 2010-х стартовала процедура банкротства. Она затянулась на многие годы. Только в конце прошлого года суд окончательно закрыл дело «пианинки» на основании завершения ликвидационного производства.
Слуцкое пиво
В январе этого года из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей был исключен Слуцкий пивоваренный завод.
Пущенный в эксплуатацию в 1971 году завод не пытался завоевать лавры на международной арене, но в БССР и союзных республиках славился своими авторскими и живыми сортами пива. Их разрешили варить с середины 80-х, и местные пивовары запустили в серийное производство «Слуцкае», «Выбранецкое», «Маршальское», «Вересковое» и другие марки.
В 90-х предприятие имело возможность кардинально изменить свою историю: Слуцкий пивзавод привлек внимание одного из лидеров постсоветского пивного рынка — Московского пиво-безалкогольного комбината «Очаково». Россияне согласились провести модернизацию завода за 30 млн долларов взамен на его контрольный пакет. Специально под проект Слуцкий пивзавод в 2000-м стал акционерным обществом, в 2001-м между будущими партнерами был подписан протокол о намерениях и началась работа над реконструкцией. Но отмашки из Минска, куда ушло письмо с просьбой одобрения планов, так и не последовало.
В итоге россияне ретировались, завод постепенно сворачивал ассортимент, а в 2008 году и вовсе прекратил варку пива. С 2010 года предприятие находилось в процессе ликвидации.
Могилевская «Вяснянка»
В советские времена могилевская швейная фабрика имени Володарского (будущая «Вяснянка») была крупнейшим в легпроме БССР производителем женской верхней одежды (пальто, полупальто и пр.) с числом сотрудников свыше 2,5 тыс. человек. Около 20 % в объеме производства составлял спецзаказ союзных Минобороны и МВД.
На рубеже 80 — 90-х годов ее руководство успело провести модернизацию с помощью немецкой фирмы, что впоследствии позволяло получать неплохие объемы заказов от западных давальцев. Но как только заказы перенесли в регионы с более дешевыми рабочими руками и более понятным бизнес-климатом, у «Вяснянки» начались проблемы. С 2016 года фабрика находилась в процедуре банкротства, которая, несмотря на все старания, завершилась ликвидацией производства почти со столетней историей. Последняя точка была поставлена в декабре прошлого года, когда фабрика была исключена из Единого госрегистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Ивенецкая «Коровка»
С июля прошлого года на бизнес-карте страны больше не существует Ивенецкой кондитерской фабрики — производителя знаменитых на весь Советский Союз мягких конфет «Коровка».
Их выпуск начался в небольшом белорусском городке в 1966 году и продолжался почти до самой остановки производства. В 90-е годы фабрика сначала стала народным предприятием, потом акционерным обществом «Ивкон» с реальными частными инвесторами. За последующие десятилетия в Ивенце сменилось несколько групп собственников. При последней из-за неблагоприятных внешних и внутренних обстоятельств и просчетов в менеджменте производство ушло в долги и пришло к банкротству. Спасти должника в его рамках не удалось.
Лидская колбаса
Путь к закрытию и ликвидации, которая произошла в начале 2021 года, для Лидского мясокомбината начался с распада СССР. В последние годы его существования стартовало строительство новой площадки для переноса на нее работавшего с 1945 года и устаревшего по всем параметрам производства. Комбинат должен был стать самым крупным мясоперерабатывающим заводом в республике. Для этого оставалось всего немного: отделочные работы и монтаж оборудования. Но финансирование прекратилось, и площадка превратилась в место паломничества сталкеров.
Старое производство продолжало работать и копить долги, которые в итоге привели его к банкротству. В 2017 году мясокомбинат остановился. Реанимировать его посчитали нецелесообразным, но в 2021 году запустили на площадях небольшой цех от Гродненского мясокомбината.
Полоцкие вино-чай
Прекративший два года назад свое существование Полоцкий винодельческий завод — печальный символ упадка всей отрасли, во времена Союза насчитывавшей в республике около десятка предприятий. По всем ним болезненный удар нанес «сухой закон», введенный при Михаиле Горбачеве. Правда, руководство Полоцкого винодельческого предприятия нашло выход, который сделал имя предприятию на республиканском уровне,— здесь запустили выпуск сувенирных чаев. В набор входили набор чая, блюдца, чашки, ложечки, а упаковку украшала фотомодель.
В 90-е завод вернулся к основному профилю и даже какое-то время процветал, пока в 2004 году к нему не присоединили один из местных колхозов. Несколько миллионов долларов, потраченных на его развитие, стало минусом для модернизации винного производства и в итоге привело к банкротству известного в отрасли предприятия.
С середины 2010-х в процедуре банкротства находятся винодельческие заводы в Гомеле и Пинске. Но их решено, по крайней мере в настоящее время, не ликвидировать, а санировать.
Витебские трусы
Еще одно предприятие, которое только за последние пару лет потеряла Беларусь, — витебская «Классика индустрии моды». Фабрика ликвидирована в начале 2020 года.
А некогда это было одно из крупнейших и успешных трикотажных предприятий БССР и независимой Беларуси. В конце 80-х КИМ одной из первых вышла на зарубежный рынок, став поставщиком мужского белья для немецкой фирмы Wilhelm Post. Однако витебская фабрика оказалась не готова к конкуренции в новых условиях: в 2015 году в отношении нее было начато дело о банкротстве, а в начале 2020 года предприятие было ликвидировано.