Экономические санкции США, возобновленные этим летом в отношении белорусской нефтепереработки и нефтехимии и позже расширенные за счет «Беларуськалия», гродненской «табачки» и компаний приближенных к властям бизнесменов, не сулят «белорусской стабильности» ничего хорошего, а по последствиям априори похлеще европейских.
Минск пока не придумал, чем ответить на недружественные действия заокеанской державы. Среди возможных инструментов, кроме вербальных интервенций и обходных серых схем, самым действенным может стать «особое внимание» к работающему в Беларуси американскому бизнесу.
Кроме торговых контрактов, лицензий и франшиз, несколько десятков его представителей, включая фигурантов «форбсовского» списка крупнейших мировых публичных компаний The Global 2000, вложили свои ресурсы в белорусские заводы, недвижимость и центры разработки. В случае эскалации ситуации, пожалуй, именно они выглядят наиболее уязвимыми местами, в которых белорусские власти при соответствующем желании могут реализовать свое чувство мести.
Газета «Белорусы и рынок» вспомнила, какие известные американские компании приходили и почему уходили с местного рынка, изучила, кто сегодня работает на нем и составила топ-10 крупнейших проектов с инвестициями из США. Большинство фигурирующих в нем компаний входят в последнюю версию The Global 2000 — список крупнейших корпораций мира по выручке, составляемый журналом Forbes.
Американские пионеры «Дикого Востока». Что стало с их проектами?
Для американских инвесторов Беларусь никогда не была приоритетным рынком для вложения капитала в силу его мировой незначительности. Дополнительным препятствием было и остается политическое напряжение, которое все эти годы сохранялось между Минском и Вашингтоном. Тем не мене за годы независимости в белорусскую экономику инвестировали около сотни крупных и средних компаний из США.
Первый бум американских инвестиций в белорусскую экономику начался в середине 90-х, но весьма быстро закончился сворачиванием большинства проектов. Опять же, не последнюю роль в принятии таких решений сыграли политические факторы.
Первое значимое совместное предприятие, в инвестировании в которое приняли участие крупные корпорации США, появилось в 1991 году в Могилеве — завод
«БелПак» по производству пищевого полиэтилентерефталат-гранулята, созданный на базе сегодняшнего «Могилевхимволокна». Соучредителями и совладельцами бизнеса, который почти на десятилетие стал монопольным производителем этого полуфабриката на рынке СНГ, первоначально были могилевские «Химволокно» и «Моготекс» и американские компании Eastman Chemical и Pepsico. У белорусской и американской сторон в «БелПаке» были паритетные доли.
В 2001 году американцы вышли из этого бизнеса, продав свою долю российскому бизнесмену Игорю Макарову («Итера»).
Одним из первых знаковых американских инвесторов в Беларусь стала и корпорация IBM. В 1993 году специалисты Научно-исследовательского института электронных вычислительных машин (НИИЭВМ), в советские времена бывшего на передовой программы создания отечественных компьютеров, выполнили ее первый заказ по созданию программного обеспечения. В США оценили уровень и предложили создать совместное предприятие. С белорусской стороны учредителями СП «IBA» («Международный деловой альянс») выступили НИИЭВМ, Минское производственное объединение вычислительной техники (МПОВТ) и фирма «НИИЭВМсервис». В 1994 году для выполнения заказов американцев в Минске был открыт первый центр разработки — СП фактически стало родоначальником в Беларуси разработки программного обеспечения под заказ и одновременно важнейшей кузницей кадров для IT-отрасли. IBM будет присутствовать в числе совладельцев IBA до смены своего стратегического курса в 1999 году. Но технологическое сотрудничество партнеров продолжится, послужив заделом для превращения уже белорусской IBA Group в одного из крупнейших мировых разработчиков программного обеспечения под заказ.
В том же 1993 году первую инвестицию в Беларусь сделали американские миллиардеры, владельцы кино-телекоммуникационной корпорации Metromedia International Group (MIG) братья Клюги. Через свою британскую «дочку» International Telcell они стали совладельцами одного из белорусских пионеров в области платного телевидения и интернета компании «Космос ТВ». В рамках совместного предприятия начнется развертывание в Минске платного телевидения (с 1996 года – эфирного, с 2000-го — кабельного), а с 2003 года — предоставление услуг по доступу в интернет.
В 1998 году MIG приобрела еще один актив на территории Беларуси: корпорация стала совладельцем первого в истории Беларуси оператора мобильной связи «БелСел». Ранее инвесторами в «БелСел», который работал на рынке с 1993 года, поочередно были британская корпорация Саble & Wirelles и австралийский медиамагнат Руперт Мэрдок.
MIG вышла из белорусских бизнесов в 2000-х в рамках смены стратегии. В 2002 году корпорация продала свою долю в «БелСел» группе белорусских инвесторов, а в 2007-м уступила пакет в «Космос ТВ» российскому миллиардеру Виктору Вексельбергу.
В конце 1996 года произошло знаковое событие на рынке общественного питания Беларуси. В одну ночь в Минске были открыты три ресторана самой успешной в мире сети fast-food — McDonald’s. До 2002 года они управлялись дочерней компанией самой корпорации и подчинялись непосредственно ее центральному офису в США.
Беларусь стала сотым по счету регионом, в который тогда вышел бренд. McDonald’s появилась у нас раньше, чем в Украине, а белорусские заведения до середины 2010-х годов входили в число самых посещаемых заведений McDonald’s в мире.
Наконец, один из самых громких проектов с участием инвесторов США — попытка запуска на территории Беларуси автосборочного производства Ford Motor Company.
Завод «Форд Юнион», размещенный в поселке Обчак под Минском, заработал в 1997 году. Ford Motor Company получила в совместном предприятии 51 % акций, правительство Беларуси — 26 %, остальные 23 % достались частной фирме «Лада ОМС Холдинг».
В Обчаке в течение нескольких лет собирали две модели — микроавтобусы Ford Transit и легковушки Ford Escort. Несмотря на длительные разногласия по вопросу о том, на каких условиях должна работать компания в Беларуси, «Форд Юнион» вошла в СЭЗ «Минск» и получила налоговые льготы. Планировалось выпускать по 6 тыс. единиц техники в год, но этот показатель не был достигнут ни в один из годов деятельности компании. Всего за время существования «Форд Юнион» (1997–1999 годы) с его конвейера сошло 3660 автомобилей Ford. В 2000 году сборка была прекращена по инициативе Ford Motor Company. Официальной причиной была названа «оптимизация использования производственных мощностей в Европе», неофициальной — просчеты компании в ценовой политике, в результате которых собираемые в Беларуси автомобили были неконкурентоспособными на главном рынке сбыта — в России.
Ford Motor Company продала свою долю в совместном предприятии английской компании S&W Sanderson, которую связывают с владельцем «Лада ОМС Холдинг» Алексеем Вагановым.
В 2000-е и 2010-е еще несколько крупных американских корпораций пытались локализовать свои производства на территории Беларуси. Самыми заметными были проекты одного из мировых лидеров в производстве аккумуляторов Exide Technologies в Пинске и крупного производителя жестяной тары Silgan Holdings в Гродно. К настоящему времени американцы или вышли из этих бизнесов, или закрыли местные компании.
Топ-10 крупнейших действующих в Беларуси проектов, реализованных инвесторами из США
«Кока-Кола Бевриджис Белоруссия»
Транснациональный производитель напитков и соков с американскими корнями и пропиской головного офиса Coca-Cola Company — старейший представитель действующего бизнеса США в Беларуси. На местном рынке Coca-Cola Company является одним из двух (второй — греческие инвесторы) совладельцев компании «Кока-Кола Бевриджис Белоруссия» — лидера в производстве и реализации напитков, воды и соков.
Американская корпорация пришла на белорусский рынок в 1994 году. В первые годы в качестве производственной площадки она использовала мощности Минского завода безалкогольных напитков. В 1997 году в Колядичах под Минском было открыто собственное производство «Кока-Кола Бевриджис Белоруссия».
Сначала белорусская компания подчинялась австралийской «дочке» холдинга Coca-Cola Amatil, сейчас — Coca-Cola Hellenic Bottling Company, в которой американской корпорации принадлежит 22,9 % акций.
В 2011 году Coca-Cola HBC приобрела за 3,9 млн евро второго по величине белорусского производителя соков и нектаров — завод «Вланпак» в Смолевичах. Эта сделка позволила «Кока-Кола Бевриджис Белоруссия» удвоить долю на соковом рынке.
В штате белорусской «дочки» около тысячи человек, это крупнейший американский офлайновый бизнес на территории Беларуси.
Один из крупнейших акционеров Coca-Cola Company — инвестиционная компания Berkshire Hathaway знаменитого миллиардера Уоррена Баффета.
EPAM Systems
EPAM создали уроженцы Беларуси Аркадий Добкин и Леонид Лознер. Но со времени ее вывода на IPO в 2012 году крупнейшими акционерами IT-компании являются американские инвестиционные компании. В начале сентября этого года среди трех ключевых акционеров EPAM значились The Vanguard Group (8,8 %), Morgan Stanley Investment Management Co. (7,31 %) и WCM Investment Management (5,46 %).
Сама EPAM Systems в этом году в качестве американского бизнеса впервые вошла в The Global 2000, заняв в нем 1084-ю строчку с выручкой около 2,7 млрд долларов.
До президентских выборов и начала выступлений против их официальных результатов Беларусь была главной площадкой для разработки программного обеспечения: в местных офисах работало более четверти всех сотрудников EPAM Systems (свыше 10 тыс. человек). За прошедшее с той поры время компания закрыла несколько офисов, а значительная часть сотрудников была переведена в центры разработки в соседних странах.
В августе этого года Александр Лукашенко обвинил EPAM Systems и его руководителя и акционера Аркадия Добкина (ему принадлежит 3,12 % акций) в финансировании протестов в Беларуси.
«Мы не будем зажимать айтишников, не будем им мешать работать. Но мы должны видеть все финансовые потоки. Об этом мы изначально договаривались. Вот узкое горлышко, сюда деньги поступили, получайте за свою работу. А не то что оттуда некий EPAM и прочие, мерзавец Добкин или Дробкин, как его там фамилия, а это уже установлено, деньги сюда перечислял на протестные акции. А там связан со спецслужбами. Деньги дали, перечислили, а они тут делили. Это ненормально», — заявил Лукашенко.
***
Exadel
Второй по штату в Беларуси разработчик программного обеспечения с ключевыми владельцами из США — компания Exadel. В середине прошлого года в нескольких ее белорусских офисах было трудоустроено свыше 700 человек, по числу программистов и прочих специалистов компания входила в топ-15 крупнейшей работодателей в отрасли.
Основателем Exadel является выходец из Украины Фима Кац, который вместе со своими партнерами весной этого года продал бизнес крупной американской инвестиционной компании Sun Capital Partners. Она существует с 1995 года, за это время инвестировала более чем в 420 компаний по всему миру.
«Фидмаш» и «Новмаш»
На территории Беларуси (в Минске и Витебске) находятся несколько производственных площадок известного техасского производителя бурового оборудования National Oilwell Varco (NOV).
Хьюстонская корпорация, в которую входят свыше ста заводов и которая контролирует в отдельных сегментах до 60 % продаж бурового оборудования в мире, стала фигурантом первой на территории Беларуси M&A-сделки с участием американского публичного капитала. В 2013 году акционеры NOV выкупили у основателей научно-производственной группы «ФИД» несколько компаний по производству оборудования для увеличения притока углеводородных ресурсов при их добыче. В частности, их привлекли созданные белорусами колтюбинговые установки для работы на суше и на море.
Сегодня «Фидмаш» и «Новмаш», работающие под управлением американских менеджеров, имеют весомую долю на рынках нефтесервисных услуг России, Украины и некоторых других стран. На протяжении 2010-х годов буровое оборудование входило в список важнейших экспортных товаров Беларуси на рынок США наряду с калийными удобрениями и продукцией металлургии.
Apalon Apps
Компания — разработчик мобильных приложений Apalon Apps — еще один пример успешного инвестирования американцами в белорусскую экономику. В частности, по итогам 2020 года ее выручка превысила 92 млн долларов, и это один из самых высоких показателей среди белорусских центров разработки в мобильном сегменте.
Apalon Apps в 2007 году основали белорусские бизнесмены Матвей Тимошенко и Петр Скоромный. С 2014 года компания входит в американскую интернет-корпорацию Match Group, контролируемую Барри Диллером. Match Group является текущим фигурантом The Global 2000, а сам Барри Диллер на протяжении многих лет включается в «форбсовский» список миллиардеров мира.
До августа 2020 года в минском офисе Apalon Apps было занято свыше 200 человек.
«Бакко Бисов»
На ведущего американского разработчика, производителя и поставщика профессиональных инструментов Snap-on, тоже входящего в The Global 2000, во всем мире работает 11,5 тыс. человек. В географии бизнеса висконсинской компании значится и Минск — компания «Бакко Бисов».
«Бакко Бисов» создавалась в 1991 году еще по решению Минстанкопрома СССР на базе Минского инструментального завода и на то время была частью шведской корпорации Sandvik и ее «дочки» Bahco Group. Завод в Минске специализируется на выпуске биметаллических ленточных пил. В 1999 году Snap-On в рамках европейской экспансии поглотила Bahco Group, и «Бакко Бисов» стала одной из производственных площадок американцев.
«Фитбит Бел», «Кроссикс Солюшнз Бай» и «АйТиЭйч Девелопмент»
Во второй половине 2010-х начало стремительно расти число американских инвесторов, которые вкладывали деньги в центры разработки программного обеспечения и мобильных приложений на территории Беларуси. В рамках этого процесса на местном IT-рынке появились дочерние бизнесы нескольких американских корпораций, входящих в The Global 2000.
В начале этого года корпорация Alphabet, созданная для управления империей Google и другими активами Ларри Пейджа, Сергея Брина, Эрика Шмидта и Кавитарк Рам Шрирама, закрыла сделку по покупке американского разработчика умных устройств для фитнеса и здоровья Fitbit. С 2014 года у Fitbit действовала дочерняя компания и один из ключевых в структуре центров разработки в Минске. Правда, в этом году появилась информация, что новые хозяева Fitbit рассматривают возможность переноса дев-офиса из Минска в соседнюю Польшу.
Кстати, владельцы Google имели возможность познакомиться с белорусскими разработчиками и напрямую. В 2017 году Google приобрела у белорусского IT- бизнесмена Юрия Мельничека и его партнеров стартап «Эймэта» (разработчика приложения Fabby). Как юрлицо «Эймэта» продолжает существовать, но практически все сотрудники компании после сделки были релоцированы в Сан-Франциско и Цюрих.
В конце 2010-х локализовался в Беларуси бизнес фигуранта списка миллиардеров Forbes, исполнительного директора и основателя корпорации Veeva Systems Питера Гасснера.
Бизнесмен заработал 2,5 млрд долларов на поставках облачных решений для фармацевтических и биотехнологических компаний, а в конце 2019 года вложил 430 млн долларов в покупку американской IT-компании Crossix Solutions. Последняя тоже специализируется на разработке продуктов для здравоохранения. В 2018 году Crossix Solutions открыла центр разработки в Минске — «Кроссикс Солюшнз Бай».
В сфере медицины в 175 странах работает еще одна компания из The Global 2000 Teladoc Health — мировой лидер в области виртуального ухода, работающий в стремительно развивающейся сфере телемедицины. В структуре компании 2,4 тыс. сотрудников, около 50 из которых числятся в зарегистрированной в 2019 году белорусской «дочке» «АйТиЭйч Девелопмент».
«БелМартПлаза»
В 2019 году крупный проект на белорусском рынке недвижимости реализовал американский гражданин, владелец компании RRY Capital Рудольф Риад Юнес.
Общая площадь торгового центра Palazzo, открытого им на пересечении столичных улиц Тимирязева и Орловской, составила 96,5 тыс. кв. м. Больше среди объектов аналогичного назначения только у сербской Dana Mall. Торговая площадь комплекса (включая развлекательную часть) составляет 56 тыс. кв. м, и по этому показателю Palazzo входит в первую тройку в стране.