В начале 2022 года норвежская компания Yara объявила, что с 1 апреля прекратит сотрудничество с «Беларуськалием». Прошло уже больше двух месяцев, а ясности в этом вопросе по-прежнему нет.
С чего всё начиналось?
10 января 2022 года норвежская компания Yara – один из крупнейших в мире поставщиков минеральных удобрений – опубликовала официальное заявление, в котором сообщила о свёртывании закупочной деятельности белорусских калийных удобрений. Согласно заявлению, свёртывание должно быть завершено к 1 апреля текущего года.
К этому решению компания шла долго: больше года. На фоне давления общественности и разгромных статей в западных СМИ с призывами отказаться от сотрудничества с Беларусью, Yara продолжала покупать белорусский калий. И делала это по вполне понятным причинам.
Во-первых, хотелось заработать или хотя бы минимизировать потери. Кризисный «пандемийный» 2020 год серьёзно ударил по доходу компании.
Во-вторых, чтобы разорвать все контакты, нужны пути к отступлению. Если поставщика («Беларуськалий») некем заменить, то приходится работать с тем, кто есть. Разорвать сотрудничество можно было и в 2020, и в 2021 годах. Но тогда пришлось бы решать ряд проблем: кто заместит выпадающие объёмы? Где взять сырьё? И что более важно – где взять сырьё по приемлемым ценам?
У многих может возникнуть закономерный вопрос: Неужели доля «Беларуськалия» в структуре закупок норвежской компании настолько велика, что Yara не могла ими пожертвовать? Ответить на него на самом деле не так просто. Всё зависит от того, как считать.
Yara – это не только Норвегия
По данным белорусского производителя, Норвегия, где находится головной офис компании Yara, покупает всего 3,2% отечественных калийных удобрений. Сама Yara сообщает, что закупает 10−15% продукции «Беларуськалия».
Вот здесь и начинается самое интересное. По факту «Беларуськалий» говорит о тех объёмах, которые продаёт в Норвегию напрямую. К примеру, в 2020 году – это 225,3 тыс. тонн оксида калия (K2O).
Однако Yara – это не только Норвегия. На сегодняшний день компания превратилась фактически в холдинг, офисы продаж и производственные площадки которого располагаются в Европе, Азии, Северной и Южной Америке, Африке и Австралии. Причём сама Yara практически ничего не добывает, а лишь покупает и перепродаёт. Кроме того, имеет собственный флот.
Поэтому не все сделки с Yara идут через Норвегию. Начиная с 2013 года, компания стала активно расширяться и создавать филиалы, не завязанные на головной офис. Происходил этот процесс путём поглощения либо покупки местных компаний, которые торговали удобрениями.
Имеются отдельные юридические лица (дистрибьюторские компании) в Колумбии, Мьянме, Бразилии, в названии которых нет даже слова Yara.
То есть, когда Yara говорит, что покупает 10−15% продукции «Беларуськалия», она имеет в виду не только Норвегию, но и все свои структурные подразделения. А таких подразделений у компании немало.
В 2013 году Yara приобрела компанию Bunge Fertilizers (Бразилия). На сегодняшний день в Бразилии у Yara есть штаб-квартира в Порту-Алегри и офисы в городах Сан-Паулу и Паулиния, пять производственных предприятий, а также два производственных подразделения по экологическим решениям, пять горнодобывающих предприятий и два собственных портовых предприятия.
Бразилия играет важную стратегическую роль в бизнесе Yara, на её долю приходится треть объёма компании и четверть её глобального дохода.
В конце 2013 года состоялась ещё одна крупная сделка: Yara подписала соглашение о приобретении OFD Holding Inc. Бизнес включал производственные мощности в Колумбии и дистрибьюторские компании в Латинской Америке. Основными компаниями, включёнными в сделку, стали Abocol (Колумбия), Misti (Перу), Omagro (Мексика), Fertitec (Панама и Коста-Рика), Cafesa (Коста-Рика) и Norsa (Боливия).
В 2018 году в Литве Yara открыла Европейский бизнес-центр, ориентированный на логистику (Yara Europe Business Services). Кроме того, в этом же году Yara открыла офис в Мьянме.
Таким образом, если от импорта белорусских удобрений откажется только компания в Норвегии (головной офис), то потери для Yara будут незначительными. Но если покупку прекратят все структурные единицы, то суммы убытков станут гораздо внушительнее.
Однако потери ждут компанию Yara только в том случае, если она не сможет найти замену «Беларуськалию» и восполнить выпадающие объёмы. А с поиском альтернативного поставщика как раз таки и могут возникнуть проблемы.
Беларуськалий – запасной вариант?
Ещё в январе ряд экспертов, в том числе и Игорь Тышкевич, говорили о том, что Yara, разрывая сотрудничество с «Беларуськалием», ведёт переговоры с другим поставщиком. В качестве основного варианта назывался российский «Уралхим» («Уралкалий»).
Вот только ни в январе, ни в феврале, ни в марте о подписании контракта так и не было заявлено ни одной из сторон. Более того, 1 марта исполнительный директор Yara Свейн Торе Холсетер призвал правительства Норвегии и других стран сделать всё возможное, чтобы уменьшить зависимость от России, в том числе и от российских удобрений.
При этом об уменьшении зависимости от белорусских удобрений он ничего не сказал, хотя подчеркнул, что на долю Беларуси приходится 20% мирового экспорта калия, на долю России – 19%.
11 марта на сайте норвежской компании появилось сообщение, что в связи с введением 9 марта 2022 года дополнительных санкций ЕС, Yara прекращает все закупки у российских поставщиков, связанных с юридическими и физическими лицами, попавшими под санкции.
Самое интересное, что введённый ранее новый расширенный пакет санкций ЕС в отношении Беларуси (в котором упомянута и калийная отрасль) Yara никак не прокомментировала.
Напрашивается закономерный вопрос: почему Yara так аккуратно подходит к своим официальным заявлениям и старается не упоминать Беларусь? При том, что многие мировые компании, разрывая связи с Россией, зачастую делают то же самое и в отношении нашей страны.
Тут есть над чем задуматься и порассуждать. Сейчас Yara очень нужен поставщик. Агентство Fertilizer Daily направило компании запрос с просьбой прокомментировать ситуацию – ищет ли Yara замену «Беларуськалию». Ответа на запрос агентство не получило.
Вполне возможно, что в сложившихся условиях Yara рассматривает «Беларуськалий» как крайний, запасной вариант. Поэтому и старается не затрагивать тему Беларуси.
Всё внимание сейчас устремлено на Россию. На Беларусь тоже, но в меньшей степени. На фоне геополитической конфронтации и восприятия России как новой «империи зла» есть шанс, что громкие заявления об отказе от российских удобрений могут перекрыть собой ранее озвученное решение о свёртывании закупочной деятельности белорусского калия.
Означает ли это, что Yara и дальше будет покупать белорусский калий? Вероятнее всего – не будет. Но именно сама Yara (Норвегия) и, возможно, её филиалы, которые используют в своём названии фирменное наименование (бренд) Yara. А вот откажутся ли от закупок те компании, которые находятся в Колумбии, Бразилии, Мьянме? Не факт.
Следует отметить, что Yara начала сотрудничество с «Беларуськалием» ещё в 1996 году. И на протяжении ряда лет внимательно следила за объёмами поставок и расширением географии экспорта белорусского производителя.
Случайно или нет, но очень часто Yara приходила в те страны, где начинал преуспевать «Беларуськалий». И как только компания приходила в страну (или регион), там сразу начинала меняться динамика белорусского калийного экспорта, демонстрируя поступательный, но стабильный рост.
Сложно утверждать, что объёмы поставок «Беларуськалия» выросли именно за счёт структурных подразделений (дистрибьюторских компаний) Yara, но такой расклад вполне вероятен.
Для полного анализа и понимания ситуации нужны данные контрактов и количество поставляемых по ним товаров. Но такая информация широкому кругу лиц не разглашается. Ещё один минус – закрытая статистика по калийному экспорту за 2021 год и начало 2022 года. Белстат её не публикует.
Однако некоторые данные, которые (пусть и косвенно) подтверждают теорию, всё-таки есть. Для примера возьмём экспортные поставки белорусских калийных удобрений в Колумбию.
До 2012 года экспорт в Колумбию был достаточно стабильным. В 2012 и 2013 году поставки начали проседать. В самом конце 2013 года Yara приходит в Колумбию и окончательно закрывает сделку по покупке холдинга OFD Holding Inc в 2014 году, а это, напомним, целый ряд отдельных компаний:
Экспорт калийных удобрений в Колумбию, кг оксида калия (источник данных – Белстат)
В 2014 году проходит определённое реформирование компаний, а затем Yara начинает активно развивать бизнес в Латинской Америке. Как раз в это время мы видим рост экспорта белорусского калия в Колумбию.
Похожая ситуация с экспортом в Мьянму. Экспорт в эту азиатскую страну начал набирать обороты с 2014 года. В самом начале 2018 года Yara открывает там своё торговое представительство. По итогу года – рост объёмов.
Экспорт калийных удобрений в Мьянму, кг оксида калия (источник данных – Белстат)
В 2019 году отмечается значительный скачок, Мьянма закупает большу́ю партию белорусского калия. Но в 2020 году наметился спад, если сравнивать с 2019 годом. Хотя объём закупок всё равно был больше, чем до прихода Yara в страну. Следует отметить, что в 2020 году Мьянма сократила импорт практически по всем товарным позициям, сказался тяжёлый «пандемийный» год.
Что в итоге?
На сегодняшний день у «Беларуськалия» всё сложно. Транзит по территории Литвы и доступ в Клайпеду закрыты. Переориентация потоков в Россию если и идёт, то, вероятно, медленным темпом. О подписании контракта с Индией официальной информации пока нет. Такая же ситуация и с Китаем.
У Yara, похоже, дела тоже идут неважно. От российских удобрений компания отказалась, нашла ли замену «Беларуськалию» – точно неизвестно. Но судя по всему, – нет.
Не исключено, что Yara сделает официальное заявление, в котором сообщит о прекращении закупочной деятельности в Беларуси. Правда, в подробности явно вдаваться не будет, статистику не продемонстрирует, о своих далёких заокеанских компаниях даже не обмолвится. Yara промолчит. «Беларуськалий» промолчит в ответ.
Хотя стоит ещё раз подчеркнуть, что всё это лишь теории и предположение. Как будет на самом деле – покажет время.