Охота на медведя

2009-08-03 14:53:17
"Константин СКУРАТОВИЧ"
До этой поры об угрозе затоваривания, рядом с которой белорусская экономика жила не менее десяти лет кряду, вызывала видимую обеспокоенность только у негосударственных изданий. Периодически проблема приобретала угрожающую остроту для отдельных отраслей (легкая промышленность), подотраслей (станкостроение) и отдельных предприятий (минский часовой завод "Луч").

Понятно, что любой экономический кризис, в какой бы сфере он ни начинался, независимо от причин, его вызывающих, распространяется и на реальный сектор экономики, создавая проблемы со сбытом готовой продукции. Нет реализации - нет поступлений на счета предприятий, сокращается доступ к банковским кредитам и грядущее банкротство становится вполне реальной перспективой.

В рыночной экономике предприятия ищут способы приспособления к обстоятельствам: сокращают производство, прибегают к распродажам, к сокращению персонала.

Меры эти неизбежные и одновременно непопулярные. Но в таких странах существует надежная и всеобъемлющая система социального страхования. Если говорить о социальных стандартах, тех самых пресловутых минимумах, которые у нас вполне "научно обоснованно" ограничиваются потребностями физического выживания, то в прагматичном западном обществе они намного выше. Может показаться странным, но там власти предержащие всегда помнят, что человек создан по образу и подобию божию. Никто никому не может запретить опуститься в свое удовольствие, но каждому помогут удержаться на достойном уровне.

Например, социальная рыночная экономика существует и в Германии, но она очень отличается от белорусской. У нас все эти годы для создания такой системы ничего, по существу, не делалось. Однажды Лукашенко приравнял безработных к тунеядцам, после чего на них навалились "журналюги" и солидарные с ними старушки-пенсионерки. Больше вопросы страхования по безработице в правительстве и "примкнувшим" к нему профсоюзам всерьез не рассматривались. Поэтому в Беларуси быть уволенным - значит быть выброшенным на улицу.

До кризиса все как-то сходило с рук. Флагманы промышленности, по нашим меркам, процветали, а их работники, вспомнив о своей гордой принадлежности к рабочему классу, даже начали свысока поглядывать на другие классы и прослойки. Понятно, что эта гордость оплачивалась, и потому у власти не болела голова по поводу возможных эксцессов.

Наоборот, неоднократно говорилось, что Беларусь - это вам не Франция. Но наступил момент - и трудности со сбытом переросли в его кризис. Иначе ситуацию, учитывая падение промышленного экспорта, назвать трудно.

Но в Беларуси уже давно вещи своими именами не называют. Без малого полгода драгоценного времени было потрачено на идеологическое шаманство. Политические и неполитические руководители и обслуживающие их журналисты клятвенно заверяли публику, что кризиса нет, поскольку в здоровой экономике его быть не может. Потом согласились, что есть небольшой, но вызван внешними причинами.

Шаманство сопровождалось традиционной демонстрацией силы - наращиванием объемов производства. Дабы все видели: в Беларуси фабричные трубы дымят, электросчетчики крутятся, сырье перерабатывается в готовый продукт...

Право слово, если кому не удается дожить до глубокой старости и умереть исключительно по причине износа организма, то ему, в принципе, все равно, от чего помирать. Что от голода, что от изобилия, - результат один. Нашу экономику решили умертвить дешевыми кредитами и даже бесплатной раздачей ресурсов для производства продукции, которую в ближайшее время никто не купит.

Не факт, что и после захотят.

Но дело даже не в этом. Невооруженным глазом заметен маневр главного творца этого абсурда, который в очередной раз пробует списать все на якобы неумных и неумелых руководителей производства, вина которых несоизмеримо меньше. Собственно, это и не вина, а вынужденная дань за право достойно жить или даже выживать в этой стране и при этом режиме. Будь все смелыми героями, с ними никто разговаривать и дел иметь не стал бы. И все бы в этой стране давно заглохло и замерло.

Официальная же пресса всякую отмашку вышестоящих воспринимает как прямое указание травить и чуть ли не рвать зубами. Недавно, например, в какой-то "панорамной" передаче буквально третировали глупых тракторозаводцев, которые, дай им волю, все вокруг заставят своими тракторишками.

Медведю не по силам отбиться от своры псов, но пару-тройку он разорвать может.

Стоит ли пробовать?
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!