Минувший месяц оказался насыщенным на политические и околополитические события. В отношении Павла Латушко возбудили седьмое уголовное дело, были обнаружены новые «экстремисты», а нелегальные мигранты остались по-прежнему в приграничье.
20 января
На этот день из учреждений культуры было уволено более 300 культработников — за «деструктивную позицию». Об этом сообщил министр культуры Анатолий Маркевич.
21 января
Глава ЦИК Игорь Карпенко заявил, что на проведение референдума будет затрачено 20,3 млн рублей, и призвал не поддаваться на призывы оппозиции бойкотировать референдум: «…игры с бойкотированием и порчей бюллетеней — это не что иное, как деструктивная деятельность».
23 января
Датская компания JYSK (десять магазинов в Беларуси) приостановила рекламу на гостелевидении. Чуть позже за ней последовал фармацевтический гигант Queisser Pharma. В декабре немецкая компания Henkel решила не заказывать новую рекламу на ТВ, а крупнейший в мире производитель продуктов питания Nestle существенно уменьшил ее объемы.
24 января
Белорусов, погибших во Второй мировой войне, оказалось существенно больше, чем считалось ранее: генпрокурор Андрей Швед заявил, что количество уничтоженных мирных граждан на территории БССР составляет не менее 3 миллионов. В советское время ссылались на данные Чрезвычайной госкомиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. По ним на территории БССР были убиты 1,547 млн мирных граждан.
27 января
«Нашу Нiву» МВД признало «экстремистским формированием».
***
ЦИК распорядился убрать занавески с кабинок для голосования на референдуме: «в целях профилактики рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции». В дальнейшем было заявлено, что за рубежом участки для голосования открываться не будут. Ни один представитель оппозиции не вошел в избирательные комиссии.
28 января
Александр Лукашенко обратился с ежегодным посланием «к белорусскому народу и Национальному собранию». Он пообещал «вернуть нашу Украину в лоно нашего славянства», обвинил в миграционном кризисе Запад и заявил, что белорусские власти справилась с COVID-19 отлично: «Мы научились жить с пандемией без чрезвычайных шагов».
***
Департамент финансовых расследований возбудил уголовное дело в отношении Яны Латушко, дочери Павла Латушко. На ее квартиру наложили арест. Через несколько дней был задержан двоюродный брат политика, а затем в отношении Павла Латушко возбудили седьмое уголовное дело, на сей раз — «за взятку».
31 января
По всей стране в поликлиники выстроились огромные очереди, в которых после выходных десятки тысяч белорусов стояли часами. После этого Минздрав разрешил ставить диагноз COVID-19 без ПЦР-теста, привлек к работе несколько тысяч студентов и изменил режим работы поликлиник — они принимали пациентов и в выходные. Резко изменились цифры официальной статистики: вместо традиционных +/-2 тысяч заболевших «короной» несколько дней фиксировались рекордные 6–8 тысяч.
1 февраля
Шестой кастинг объявил Купаловский театр, так и не нашедший замену актерам, покинувшим театр в знак протеста. Кроме артистов, по-прежнему ищут сотрудников на семнадцать других вакансий.
7 февраля
На встрече с министром по чрезвычайным ситуациям Вадимом Синявским Александр Лукашенко поручил вооружить часть сотрудников МЧС, чтобы в случае конфликта они могли быть задействованы в военных целях наравне с армией: «Чтобы быть силовиком, надо прекрасно владеть оружием».
9 февраля
В Гродненском областном УВД сообщили, что в логистическом центре в Брузгах осталось 713 нелегалов: 284 мужчины, 154 женщины и 275 детей. Они не хотят за счет белорусского бюджета возвращаться на родину: «…целенаправленно идут к той части своей семьи, которая находится в ЕС, их конечная цель — добраться туда».
***
Минюст подал в Верховный суд иск о ликвидации общественного объединения «Ахова птушак Бацькаўшчыны» — старейшей природоохранной организации страны. «АПБ публично выражает идею по поддержанию среди людей протестной активности, используя при этом выражение «Птушкі з народам», — сказано в иске.
10 февраля
Бывшему подполковнику милиции Петру Бутько из Ивья, уволившемуся в 2017 году, а в 2020-м привлекавшемуся «за участие в несанкционированных мероприятиях», дали 6 лет колонии по статье «превышение власти», за избиение подчиненного. Потерпевший от обвинения отказался.
***
Рухнувший в ночь на 8 января мост на Немиге построили заново в оперативном режиме, транспорт пошел по старым маршрутам. При этом СК возбудил два уголовных дела по статьям о халатности и о нарушениях, допущенных при строительстве.
15 февраля
ЦИК засекретил списки членов участковых комиссий «в целях безопасности». И это несмотря на то, что согласно ст. 34 Избирательного кодекса Республики Беларусь в решении об образовании комиссий должны указываться «фамилия, имя, отчество каждого члена комиссии, способ выдвижения в состав комиссии, место нахождения и номера телефонов комиссии».
16 февраля
Представительство ЕС, дипломаты стран ЕС в Минске выступили с призывом к белорусским властям освободить политзаключенного философа и методолога Владимира Мацкевича. Он 4 февраля объявил голодовку, а 14 февраля перешел к «сухой» голодовке и потребовал юриста для заверения завещания. Вскоре стало известно, что 16 февраля философ стал отключаться, и врачи поставили ему капельницу. Затем была встреча со следователем, после которой Владимир Мацкевич пришел к выводу, что «дело сдвинулось с мертвой точки», и принял решение прекратить голодовку.
18 февраля
После проведенных за решеткой 17 месяцев вышла на свободу Наталья Херше.