С 1 июня Польша на неопределенный срок закрыла свою границу для грузовиков с белорусскими и российскими номерами. Это решение не перекроет полностью путь для транзита товаров через Беларусь, но может превратить транспортные потоки, текущие в направлении Польши, в пересыхающие ручейки.
Решение польских властей перекрывает одну из последних лазеек, которые оставались у белорусских и российских перевозчиков. Прежние ограничения можно было обходить перецепкой прицепов к грузовикам с европейскими номерами. С 1 июня эта возможность закрывается. Единственный вариант, который остался у белорусских и российских перевозчиков — перегрузка товаров. Это усложняет логистику, повышает затраты и может стать смертным приговором для маленьких компаний.
Крупные компании, которые давно уже работают с партнерами в ЕС, вероятно, выдержат и это испытание. За последние пару лет они выдерживали и не такое. Однако не понятно, как долго его сможет выдержать белорусско-польская граница. После обменов санкциями единственным открытым погранпереходом оставались Козловичи. В результате даже до введения новых запретов очереди из грузовиков там исчислялись сотнями, а время ожидания — неделями. Ограничения, которые Польша ввела с 1 июня, не улучшат положения дел.
«По отрасли транспортных перевозок наносится удар. Это совпадает с инициативой запретить регистрацию транспортных компаний с белорусским капиталом на территории Польши», — сказал корреспонденту сайта «Белорусы и рынок» эксперт исследовательского центра Beroc Дмитрий Крук.
Вопреки бодрым заявлением белорусских чиновников, экспорт услуг из Беларуси за первые два месяца года упал на 13 процентов даже по сравнению с не самым благополучным 2022 годом. По данным ресурса «Кошт урада», объемы белорусского экспорта в Польшу за первый квартал этого года упали до 162 млн долларов, по сравнению с 532 млн тремя годами ранее.
Новые перспективы
Проблема, впрочем, не только в непосредственном ущербе, который наносят новые польские санкции. Как показывает практика, у санкционной войны есть начало, но нет у санкционной войны конца. Белорусско-польская граница начала закрываться по политическим мотивам на фоне миграционного кризиса в 2021 году. С тех пор Беларусь и Польша обменялись серией санкционных ударов, и нет никаких признаков, что одна из сторон готова уступить другой.
«Это (введение новых ограничений) очень сильный сигнал о том, что даже те остатки торговых потоков, которые сохраняются с ЕС, находятся под угрозой и будут сокращаться. Окно в развитый мир будет сужаться. Очевидно, что Польша рассматривает это как очень важный инструмент воздействия. Они четко показывают, что они и дальше готовы с этим инструментом работать», — считает Крук.
Другим риском для транзитных потоков являются возможные ответные меры со стороны белорусских властей. В четверг МИД Беларуси пригрозил дать ассиметричный ответ на введенные польскими властями ограничения.
«За последние годы польское руководство выдвигает лишь изначально неприемлемые для любого уважающего себя суверенного государства ультиматумы, пытается прямо вмешиваться в деятельность судебной системы и иные внутренние дела Республики Беларусь», — говорится в заявлении ведомства.
Со сдержанным достоинством
Правда, по мере ужесточения западных санкций, белорусские ассиметричные ответы становились с каждым разом все более сдержанными. Угрозы полностью перекрыть транзит грузов в ЕС сменились призывами к европейским чиновникам не рушить сложившиеся экономические связи. Вопреки воинственной риторике в адрес Запада односторонняя зависимость от российского рынка, видимо, не слишком комфортна для белорусских властей.
Поэтому в своем заявлении в четверг белорусский МИД пообещал не поддаваться на провокации, а реагировать «спокойно, планомерно и с достоинством».
«Белорусская сторона готова к взаимоуважительному диалогу с польской стороной без ультиматумов и предварительных условий и рассмотрит реальные предложения, направленные на деэскалацию и взаимовыгодное решение насущных вопросов».
Однако призывы к диалогу имели такой же сомнительный эффект, как и угрозы. Даже если белорусские власти соберут волю в кулак и ограничат свой ассиметричный ответ символическими жестами, это не означает, что власти Польши проявят такую же сдержанность. И, учитывая логику развития конфликта, следующей мишенью для польских санкций может стать уже железнодорожный транзит через белорусскую территорию.