Дышать становится немного легче

2009-02-02 17:36:19
"Геннадий Барбарич"
Неожиданное приглашение последовало накануне визита делегации Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в Минск. В интервью "БР" заместитель председателя БХК Татьяна Гацура сказала, что "безусловно, это позитивная новость, которой мы радуемся. Но в то же время понимаем, что все это сейчас делается демонстративно".

Правозащитники считают, что к подобным действиям властей следует относиться с долей осторожности. И обращать внимание на системные изменения.

В целом для БХК 2008 г. (13-й год существования организации) стал удачным. Самым весомым знаком либерализации стало освобождение политзаключенных, в судьбе которых участвовал и БХК. Наиболее значимые вехи прошедшего года отражены в итоговом отчете БХК, основным автором которого и явилась Т. Гацура.

Весной было переизбрано руководство организации. Вместо Татьяны Протько председателем БХК стал Олег Гулак. Как отметила Т. Гацура, смена руководства прошла интеллигентно. И с Т. Протько у нового руководства остались хорошие отношения.

Численность БХК сейчас около 400 человек. Почти на 100 человек меньше, чем в прежние годы. "Ушли те люди, которые не занимались никакой работой и утратили связь с организаций. Но пришли новые. Очень много молодежи появилось в Минском офисе. Приливы и отливы молодежи связаны с реализацией тематических проектов. Например, мы сейчас развиваем такую тему, как мониторинг эффективного государственного управления. И этот вопрос интересует молодежь", - рассказала Т. Гацура.

В настоящее время БХК является единственной общественной организаций, которая добилась, чтобы плата за аренду помещений не повышалась. Защищая себя, БХК про-

анализировал Указ № 533 и обосновал незаконность избирательного подхода при установлении понижающих коэффициентов арендной платы для общественных организаций. Согласно указу, льготы могут иметь гуманитарные организации, однако законодательство не содержит такого термина, а компетентные государственные органы по запросу БХК также не смогли его раскрыть. В результате организация внесла изменения в собственный устав, уточнив собственную деятельность как гуманитарную. И теперь, в отличие от большинства общественных объединений, продолжает платить за аренду офиса по ставке 0,2.

"Наш опыт с внесением изменения в устав могут взять на вооружение и другие организации, что позволит им продолжить пользоваться льготой на аренду жилплощади", - считает Т. Гацура.

В отчете БХК рассказывается о наиболее ярких делах правозащитников, в которых удалось отстоять попранные права граждан. Т. Гацура рассказывает: "Как представителю молодого поколения мне запомнилась борьба за право студентов-платников медицинского университета свободно выбирать место работы. Тогда удалось доказать, что выпускники, оплатившие свое образование, не обязаны отрабатывать два года после ординатуры. Поначалу доводы студентов и их родителей университет и Министерство здравоохранения отвергали. Но мы помогли грамотно действовать, грамотно составлять свои заявления. И администрация вынуждена была с ними согласиться. Таким образом, выработан способ защиты целой категории граждан".

К числу таких же ярких успехов можно отнести и дело по защите сотрудника милиции Александра Бабича. Милиционер Шарковщинского РОВД старший сержант А. Бабич задержал на месте преступления гражданина, когда тот заливал краденое дизтопливо в латвийскую фуру. На следующий день старший сержант был вызван начальником РОВД и через три часа уволен. Позже A. Бабича арестовали.

Правозащитники БХК Валерий Щукин и Павел Левинов вмешались в данное дело. Присутствовали на всех заседаниях суда, оказывали правовую помощь. Дважды добивались отмены приговора. Первый суд приговорил обвиняемого к лишению свободы. Второй - к условному сроку. Третий суд (областной по первой инстанции) - оправдал. Прокуратура оправдательный приговор опротестовала, но Верховный суд оставил его в силе. В настоящее время A. Бабич пытается восстановиться на работе, витебские правозащитники продолжают следить за данным процессом.

Очень важно, что работа БХК признана в Совете Европы. В июне Совет Европы наделил БХК статусом партнера в признание сложившихся рабочих отношений. Этот статус был учрежден в 2003 г., чтобы отмечать сотрудничество, активную и конструктивную роль национальных неправительственных организаций в реализации программы действий Совета Европы. БХК стал первой национальной организацией, которая получила такое признание. "Мы стали партнерами Совета Европы. Теперь БХК может участвовать в различных мероприятиях, давать экспертные оценки и заключения, которые будут рассматриваться в обязательном порядке", - подчеркивает Т. Гацура.

"Конечно, для человека со стороны может показаться, что количество успешных дел не так уж велико. Но люди, которые работают в нашей системе координат, понимают, насколько трудоемки все эти дела. Сколько энергии, знаний, времени требуют они. Конечно, не все получается с первого раза", - говорит Т. Гацура.

Не все, что планировалось, удалось сделать. К неудачам можно отнести то, что до сегодняшнего дня не отменена пресловутая статья 193-1 УК РБ. "Со своим заключением мы обращались во все инстанции, которые могут предложить внести изменения на законодательном уровне, чтобы исключить эту одиозную статью. Но буквально все кивали друг на друга, ссылаясь на собственное отсутствие полномочий. В конце концов, мы вынуждены были заниматься этим вопросом на международном уровне. БХК передал свое экспертное заключение в подкомиссию Совета Европы, чтобы та направила его в Венецианскую комиссию для оценки на соответствие статьи 193-1 УК РБ Конституции страны. И сегодня этот вопрос пока не закрыт. У нас остается надежда на рассмотрение этого вопроса", - рассказала T. Гацура.

По ее мнению, решение этого вопроса будет указывать на начало системных преобразований в отношении государства к правам человека. А пока власть, зарегистрировав одну организацию, допустим, движение "За свободу", пытается представить, что в стране есть свобода ассоциаций. Дав возможность свободного распространения двум газетам, пытается показать, что в стране имеется свобода слова.

"Но это выглядит как дар с барского плеча: если вы так хотите - мы отменим. Наша задача, показать и доказать, что дело не в чьем-то хотении, а в том, что настойчивость правозащитных организаций основывается на законности, на требованиях Конституции. Роль правозащитной организации в том и состоит, чтобы разрешать проблемы на правовом уровне, а не просто методами волюнтаристских политических решений", - подчеркивает Т. Гацура.

Пока же, по ее мнению, существа проблемы прав человека власти не понимают, но начинают понимать хотя бы то, что для демократических стран это знаковый вопрос.
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!