Такое мнение высказал заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по образованию, науке, культуре и социальному развитию Анатолий Новиков на круглом столе, посвященном взаимодействию Беларуси и России в сфере сохранения историко-культурного наследия.
По словам Анатолия Новикова, новая мощная волна фальсификации истории второй мировой войны, Великой Отечественной войны сегодня и в будущем - это попытка реванша наиболее реакционных и деструктивных сил в мире, которые хотят принизить историческое и геополитическое значение Великой Победы.
Вот всегда так. Наступают на Советский Союз, а белорусский народ должен противостоять. Как будто мало было того противостояния, в которое он попал по воле этого самого Союза в июне 1941 года.
Думается, уже не должен.
К тому же историю трактуют по-разному. Например, как историю борьбы классов или череду столкновений амбиций великих деятелей, стран, государств, народов, цивилизаций, систем. В школе нас учили, что Победа упрочила дело коммунизма. И говорили, что если еще раз грянет, то уж тогда он точно победит во всем мире.
К слову, коммунизм ныне как ложная альтернатива нормальному развитию человечества отвергнут даже на родине большевизма.
Потому и не грянуло. Иначе на месте нынешней "процветающей Беларуси" был бы лунный кратер. И тишина. Ни соловей не запоет, ни ворон не каркнет.
И в этом, если хотите, заключается все величие Победы. Никаким реакционным и деструктивным силам в мире ее не умалить.
Сегодня для определения мировой реакции применяется понятие "международный терроризм". С ним ведут непримиримую борьбу опять же Объединенные нации, включая Россию и Беларусь.
Кому-то хочется, чтобы террористов стало больше, не терпится вновь расколоть мир на "поджигателей войны" и непримиримых борцов "за мир во всем мире"?
К слову, и фашизм, и коммунизм возникли в головах людей, которые смертельно боялись будущего. Потому что не видели для себя места в нем. И, спасаясь от собственных комплексов, объявили остальных неполноценными. Одни - по расовым, другие - по классовым признакам.
Разница, разумеется, есть, но она формальна.
Гигантомания была свойственна не только коммунистам в их дерзновенных свершениях. История тоже обычно центральное место в сюжете отводит крупным державам, которые так или иначе вовлекают в действо мелкие государственные образования с их "народами малыми". В итоге первые одерживают победы или терпят поражения, а мелкие поневоле разделяют их участь. Они жертвуют, их рассматривают как доноров и спонсоров, вынуждают к выплате контрибуций или к бескорыстным пожертвованиям нажитым добром и человеческим материалом во имя амбиций сильных.
Иногда на них падает отблеск славных побед, иногда их объявляют изменниками правого дела, за что безжалостно наказывают.
Вечно они попадают в чужие истории. Удачи, когда малая сторона к своему благу остается вне схватки, как это было со Швейцарией в последней мировой войне, крайне редки.
В общем, можно сказать, что малые государства никогда не совершают великих исторических подвигов, злодеяний и преступлений, но всегда по результатам войны наказываются намного жестче, чем они того заслуживают.
В этом смысле Беларусь вполне может служить наглядным пособием. И (так уж сложилось исторически) наибольший урон она терпела тогда, когда на ее защиту вставала Россия.
Как известно, нынешняя Россия стала формальной правопреемницей СССР, что решающим образом определяет ее отношение к советской истории. Но, в отличие от "советских", она не отказывается и от царской России. Хоть большевики говорили просто и доходчиво: тюрьма народов. И насильно выперли эти народы на свежий воздух. А после создали добровольный Союз.
Получилась система ниппель: туда дуй, обратно - кукиш.
Как гражданам Беларуси, обретшей государственную независимость благодаря распаду советской империи, относиться к России во всех ее исторических ипостасях - вопрос риторический. Непатриотические личности могут ностальгировать. Но только про себя.