Внешнеполитическое ведомство замыслило глобальную переориентацию с Запада на Восток. Еще до нового года МИД сделает кадровые перестановки. Уже принято решение значительно сократить дипломатическое присутствие в странах Западной Европы, нарастив его в СНГ, Китае, Индии, дальнем зарубежье.
Но речь не идет о закрытии дипломатических представительств в странах Западной Европы.
«Мы сокращаем численность дипломатического персонал, — отметил глава МИД Владимир Макей. — Его мы в значительной мере перебрасываем на другие участки работы, на другие направления, где они будут востребованы — это страны СНГ, мы укрепляем ряд посольств, и страны дальней дуги».
По его словам, «мы думаем над открытием новых посольств в Африке, странах, которые являются и платежеспособными, и где востребована наша продукция».
Причина кадровых и структурных перемен в МИД тоже не скрывают. «На Беларусь оказывается серьезное санкционное давление. Это тоже накладывает отпечаток на деятельность Министерства иностранных дел и загранучреждений. Мы видим, что, к сожалению, снизился уровень взаимодействия наших загранучреждений с министерствами иностранных дел стран аккредитации. Это касается в первую очередь Западной Европы. В то же время появилась необходимость укрепления нашей деятельности на других флангах», — сказал министр.
Почему МИД занимается торговлей?
Владимир Макей не зря упоминает «санкционное давление». Расчет официального Минска прост: компенсировать потери на западном рынке за счет больших рынков Китая, Индии, открытия новых рынков в Африке.
Но старший научный сотрудник BEROC (Киев) Лев Львовский задается закономерным вопросом: если названные страны такие платежеспособные и там востребована наша продукция, то почему мы раньше не перебрасывали дипломатические кадры?
— Указанные направления сотрудничества, безусловно, важны. Но это совершенно не значит, что продаваемая раньше в Польшу мебель за условные 100 рублей теперь найдет сбыт в Китае за 120 рублей. Если бы так можно было, то почему раньше этого не делали? И вообще, почему дипломатическое ведомство занимается торговлей, а не дипломатией?
Китай не станет старшим братом
Официальный Минск делает особую ставку на Пекин. Какой смысл белорусские власти вкладывают в термин «стратегический партнер»?
— Беларусь интересна Китаю как стабильный партнер для транзита товаров. По этому направлению мы ухудшили свои позиции в последнее время из-за постоянного цирка на границе с ЕС, так что тут тоже есть куда расти, — отмечает Лев Львовский, уточняя при этом, что расчет на получение финансовой подпитки из Китая не имеет под собой оснований.
«Ставка на Китай в определенной степени может сработать, товарооборот между странами может увеличиться на несколько процентов, ряд направлений сотрудничества безусловно можно развивать. Но Китай не станет выдавать нам политические кредиты и становиться нашим старшим братом», — резюмировал эксперт.