Слишком много для Запада, слишком мало для Востока?
2009-05-25 15:22:46
"Мария САДОВСКАЯ"
Из-за недостатка конкретики в плане действий отзывы об инициативе пока далеки от хвалебных.
Европейская редакция The Wall Street Journal в редакционном комментарии назвала саммит в Праге "предательством миссии Европы", а план "Восточного партнерства" - "семью страницами бессвязности".
Автор статьи Борут Гргич утверждает, что декларация, подписанная европейскими лидерами, не стоит даже бумаги, на которой она напечатана. Главным недостатком декларации издание считает отсутствие перспективы членства в ЕС для государств, на которые распространяется "Восточное партнерство".
"Еврократы с раздутым эго отвергают перспективу того, чтобы Украина, Грузия или Азербайджан однажды стали полноправными членами европейской семьи. Они критикуют их лидеров и системы: слишком много коррупции, слишком мало политического плюрализма, слишком медленные экономические реформы... Может быть, это и так на сегодняшний день, но расширение - это вопрос дня завтрашнего. И, судя по всему, у Евросоюза нет видения того, как Европа должна будет выглядеть в 2030 г.".
Политические аналитики Эндрю Уилсон и Нику Попеску в статье для International Business Times утверждают: несмотря на то, что, по европейским меркам, "Восточное партнерство" прошло быстрый путь от идеи к реализации, если Европа не сможет вовремя отреагировать на проблемы в странах-соседях, вызванные мировым финансовым кризисом, то о партнерских отношениях между ЕС и этими странами можно забыть.
Место главного партнера в этой ситуации может занять Россия.
"Спустя пять лет после "большого расширения", которое привело в ЕС восемь посткоммунистических стран Восточной Европы, Союз может потерять доверие со стороны своих восточных соседей из-за своей сложности и медлительности реакции на кризисы", - говорится в статье.
"Россия смогла пересмотреть способ действий в регионе после того, как обожглась в Украине в 2004 г. Теперь она использует широкий арсенал жестких и мягких мер воздействия, который несравним с возможностями ЕС (взять хотя бы наличие российских военных баз в странах "Восточного партнерства"). Более того, она предпринимает те же шаги, что и ЕС, и делает это лучше ЕС - например, ее рынок труда более открыт для иностранных рабочих", - отмечают авторы.
Чтобы противостоять влиянию Москвы, Брюсселю рекомендуют как можно скорее начать встречи с министрами внутренних дел стран "Восточного партнерства" по вопросам миграции, виз и борьбы с терроризмом и найти способ интегрировать Украину и Молдову в европейский энергетический рынок.
Профессор Хелен Уоллес из Лондонской школы экономики в исследовании "Европейский Союз и его соседи: время для переосмысления" называет новую инициативу ЕС "амбициозной", но предлагает ей больше сконцентрироваться на наиболее "горящих" вопросах безопасности в охватываемом регионе.
Аналитик предлагает не надеяться только на НАТО в решении потенциальных военных конфликтов, а также призывает не загубить излишней бюрократией возможные проекты социально-экономического сотрудничества в регионе.
Парижский корреспондент журнала Time Брюс Крамли, однако, считает, что активное приближение восточных соседей сейчас не находится в приоритетах ЕС.
В материале "ЕС отрекается от своих восточноевропейских партнеров" он отмечает, что пражский саммит показал желание Брюсселя твердой рукой держать все шесть стран на "безопасной дистанции" от Союза.
По его мнению, большей интеграции соседей с Евросоюзом мешает глобальная рецессия, которая охватила большинство стран ЕС и особенно негативно отразилась на экономиках присоединившихся за последние пять лет "новичков". Необходимость выделять серьезные средства на их поддержку "подогрела в старых странах ЕС настроения, которые негативно оценивают опыт расширения Союза на восток".
"Учитывая это, европейские лидеры, которые в 2008 г. с большим энтузиазмом поддержали "Восточное партнерство", стали пытаться уменьшить значимость этой инициативы... Например, за несколько часов до саммита немецкие и голландские чиновники настаивали на том, чтобы заменить словосочетание "европейские партнеры" на "партнерские страны", а заявленную цель "безвизовые путешествия" преобразовать в более скромную "визовую либерализацию".
Иными словами, заключает автор, "если шесть бывших советских республик уехали из Праги разочарованными и запутавшимися, они в этом не одиноки".