Всю прошлую неделю мир усиленно следил за военной эскалацией на границе с Украиной. Кому выгодна эта напряженность? Спадет ли «наэлектризованность» или в последующем станет еще интенсивнее?
Своей точкой зрения по этому поводу с газетой «Белорусы и рынок» поделился Денис МЕЛЬЯНЦОВ, политолог-международник, координатор программы «Внешняя политика Беларуси» Совета по международным отношениям «Минский диалог».
— В этой истории самыми большими алармистами оказались СМИ западных стран. Именно от них исходило ощущение военной тревоги, они подавали информацию в алармистском ключе. Даже украинским официальным лицам пришлось делать успокоительные заявления. Например, министр обороны Украины неоднократно заявлял, что скопление российских войск и техники на границе с Украиной недостаточно для массированного вторжения. Непосредственной угрозы войны нет. Поэтому, по факту, можно говорить, что тематика войны больше раздувалась в СМИ.
Можно вспомнить предыдущие совместные белорусско-российские учения, которые тоже вызывали волну беспокойства. Даже высказывалось мнение, что под видом учений Россия намерена напасть на Беларусь. Сейчас говорят, что войска с территории Беларуси могут напасть на Украину.
Так что ситуация отнюдь не новая. Просто нынешние учения самые масштабные, поэтому и реакция со стороны Запада и Украины соответствующая.
России невыгодно вторгаться в Украину ни в политическом, ни в финансовом, ни в военном плане, иначе ей придется контролировать огромную территорию огромным числом войск. К тому же территорию не дружественную по отношению к Российской Федерации. Исходя из этого, можно говорить, что вряд ли Россия всерьез рассматривает планы полномасштабных военных действий.
Проводя подобные учения, Кремль пытается принудить Запад к переговорам. Требует от Запада гарантии прекращения расширения НАТО на Восток. Учения — это демонстрация возможностей России. Кроме того, данная ситуация продемонстрировала всему миру, как будут вести себя западные союзники Украины. Сейчас видно, что военной готовности защищать Украину в случае российского вторжения нет. Для Украины итоги данного кризиса неутешительные, поскольку она остается один на один с Россией.
Спадет ли или, наоборот, увеличится напряжение в ближайшее время — вопрос непростой. Нынешний кризис — часть большой политической российской игры. Россия стремится навязать свое видение и новую архитектуру безопасности, намерена добиться от Запада признания собственных сфер влияния. Если сейчас Запад не пойдет на уступки для России, то в ближайшие годы такие кризисы будут повторяться. Пока Россия чувствует себя достаточно уверенно, чтобы подталкивать Запад к переговорам и требовать признания своих зон влияния.