Инвесторам на пространстве ЕАЭС больше интересны быстроокупаемые сырьевые проекты, которые в Беларуси, лишенной сырья, невозможны. Зато в нашей стране инвестиции идут в гораздо более продвинутые виды деятельности, считают эксперты НИЭИ.
Научно-исследовательский экономический институт Минэкономики опубликовал материал, где поспорил с неназванными СМИ, которые усомнились в инвестиционной привлекательности Беларуси. Оппоненты утверждали, что Беларусь малопривлекательна даже для инвесторов из России и уступает в этом смысле Казахстану.
По данным Центробанка России, на начало 2022 года сумма накопленных прямых инвестиций России в Казахстан составила 3 814 млн долл. А Казахстан вложил в Россию прямых инвестиций на 3 311 млн долл. Что касается Беларуси, то, по данным Белстата, сумма чистого поступления/изъятия инвестиций из России в Беларусь за 2017-2021 годы составила 1 146,1 млн долл., прямых – 1 638,9 млн.
Как подчеркивают авторы материала, эти величины вполне сопоставимы, учитывая разницу в масштабах экономик. Ведь по итогам 2022 года ВВП Казахстана был в три раза больше белорусского.
«Таким образом, утверждение о более интенсивном инвестиционном сотрудничестве России с Казахстаном, чем России с Беларусью, необоснованно», — отмечается в аналитическом материале.
Инвесторы хотят эксплуатировать горную ренту
«Отставание Беларуси от Казахстана по объему иностранных инвестиций в абсолютном выражении, помимо масштаба экономики, в значительной степени обусловлено их отраслевой структурой», считают авторы материала.
На основании обзора проектов в странах ЕАЭС, подготовленного Евразийской экономической комиссией, делается вывод, что в финансировании ключевых инвестиционных проектов в России и Казахстане решающую роль играют крупнейшие вертикально интегрированные компании. Например, «Газпром», «Лукойл», «НОВАТЭК», «КазМунайГаз», Karachaganak Petroleum Operating B.V., Национальная энергетическая компания ТОО «Жарык Энерго» и другие.
Такие инвесторы заинтересованы в первую очередь в реализации проектов, эксплуатирующих горную ренту (добывающая промышленность), а также по организации производства биржевых товаров (энергоносители, металлы, химические продукты), имеющих емкие и понятные зарубежные рынки сбыта.
В то же время экономическая модель Беларуси в качестве приоритетных для инвестирования имеет следующие отрасли:
Такие виды экономической деятельности не очень интересны упомянутым выше иностранным инвесторам, которых привлекают лишь быстроокупаемые сырьевые проекты – а они в Беларуси «в силу объективных причин» невозможны.
Меньше, но лучше
Инвестиции в белорусскую экономику хоть и меньше по размеру, но более ценны, считают авторы материала. Они называют структуру иностранных инвестиций в разрезе ВЭД в Беларуси наиболее «продвинутой» на пространстве СНГ.
«На наш взгляд, даже небольшие в абсолютном выражении объемы иностранных инвестиций, например, в обрабатывающую промышленность (33,6% от объема поступивших иностранных инвестиций в Беларусь в 2022 году), не менее ярко характеризуют высокую инвестиционную привлекательность экономики и располагаемые ее компетенции, по сравнению с высокими объемами инвестиций в добывающую промышленность и переработку полезных ископаемых», — подчеркнули в НИЭИ.