О наличии такого экспертного заключения стало известно благодаря белорусскому правозащитнику Олегу Волчеку, который имеет генеральную доверенность на представление интересов семьи Автуховичей.
Как рассказал правозащитник в интервью "БР", этот документ ходит в кругах евродепутатов и других чиновников, которые интересуются положением дел в Беларуси. "Ко мне обращались европейские коллеги с просьбой разъяснить ситуацию с этим заключением и его статусом. Если бы я не озвучил в прессе, что есть такой документ, он продолжал бы тихонько ходить и мы бы ничего не узнали об этой ситуации", - сказал О. Волчек.
После выступления правозащитника в СМИ Офис ОБСЕ в Минске распространил заявление своего главы Ханса-Йохена Шмидта, который объяснил ситуацию с приглашением эксперта.
В мае Офис ОБСЕ в Минске получил запрос из МИДа Беларуси об оказании помощи правительству в поиске независимого международного эксперта в области права с целью изучения "дела Автуховича". "Офис ОБСЕ в Минске предложил кандидатуру д-ра Мартина Финке. Вышеназванные факты разъясняют роль Офиса ОБСЕ в Минске в этом деле", - утверждает Х.-Й. Шмидт. Но из распространенного миссией заявления неясно, какой стороной был нанят эксперт - ОБСЕ или МИДом Беларуси.
В интервью радио "Свобода" эксперт не согласился с интерпретацией, что он утверждает об отсутствии процессуальных нарушений в "деле Автуховича". М. Финке возразил: "Нет. Я такого не мог утверждать. Во-первых, согласно требованиям ОБСЕ - организации, которая пригласила меня, - я обязан хранить молчание. Если бы я такое сказал, это было бы нарушением уголовно-процессуального права".
М. Финке уточнил: "Я ознакомился с материалами следствия, а не защиты. Моя работа в Минске выглядела так: сначала дискуссия с представителями белорусского МВД (на это ушел день), а потом - тесное знакомство с актами. Материалов было чрезвычайно много. Я искал нарушения в законодательстве. Моим заданием была не экспертиза политической стороны дела или наказания, а именно экспертиза процесса наказания, нарушений самого процессуального права".
Как рассказал О. Волчек, о приезде М. Финке в Беларусь не знали ни Н. Автухович, ни адвокат. По его словам, "дело Автуховича" является закрытым, и со всеми его материалами даже адвокат не имеет возможности ознакомиться до окончания следствия. Поэтому предоставление материалов дела иностранному эксперту О. Волчека настораживает.