Почему инвесторы выбирают искусство

2023-09-08 21:12:32
"«Белорусы и рынок»"

Несмотря на экономические проблемы инвестиции в предметы роскоши по-прежнему популярны. Оборот мирового рынка искусства ежегодно достигает примерно 65-70 млрд долларов США.

Почему инвесторы выбирают искусство, что такое Индекс Мея-Мозеса, а также о том, что важно учесть при создании своей первой коллекции – в материале PRODELO.by.

Еще в марте Forbes Russia опубликовал статью, в которой ссылается на результаты нового отчета The Wealth Report консалтингового агентства Knight Frank. Результаты показали, что инвестиции в предметы роскоши по-прежнему популярны, несмотря на экономические проблемы. Тогда эксперты прогнозировали, что в 2023 году на первом месте по популярности в нетрадиционных вложениях займет арт. (Почти 60% частных банкиров и консультантов по благосостоянию заявили, что в портфеле их клиентов будут предметы искусства).

Оборот мирового рынка искусства ежегодно достигает примерно 65-70 млрд. долларов США. В сравнении с другими инвестинструментами эта сумма не такая большая. К примеру, за такой же период ценных бумаг в мире продаётся на триллионы долларов США. Однако, надо учитывать, что в арт-сфере игроков куда меньше. Как сообщало РБК, порядка 95% продаж через известные аукционные дома (Sotheby’s, Christie’s, Phillips, Bonhams) приходится на не очень капиталоемкие работы стоимостью до 50 тыс. долларов США и только 5% – на выдающиеся предметы искусства сверхвысокой цены.

Динамика рынка и факторы, влияющие на конечную стоимость артов. Индекс Мея-Мозеса

Существует ряд индексов, которые отражают динамику рынка и показывают факторы, влияющие на конечную стоимость работы. Наиболее известный – индекс Мея-Мозеса. Методику предложили профессора школы бизнеса при Нью-Йоркском университете Цзяньпин Мей и Майкл Мозес, которые собрали и проанализировали базу данных повторных продаж одних и тех же объектов с 1810 года.

Дж. Мей и М. Мозес отмечают (Mei J., Moses MArt as an Investment and the Underperformance of Masterpieces // American Economic Review), что для составления арт-индексов невозможно опираться на данные о стоимости картин, продаваемых в галереях или самими художниками, так как, с одной стороны, эти данные ненадежны, с другой – их бывает трудно получить. Общедоступными и надежными авторы полагают данные крупнейших аукционных домов. Именно эти цены могут составить основу базы данных для определения изменения стоимости предметов искусства в разные временные интервалы.

Для составления базы данных американского арт-рынка авторами индекса были изучены каталоги крупнейших аукционных домов «Кристи» (Christie’s) и «Сотби» (Sotheby’s) начиная с 1875 г. При этом в базу данных не были включены картины, выставленные, но не проданные по причине того, что предложение на покупку не достигло резервной цены. Данные об аукционных торгах брались из источников, хранящихся в Публичной библиотеке Нью-Йорка и библиотеке Ватсона музея Метрополитен (Нью-Йорк).

Полученные данные разбиты по трем популярным направлениям коллекционирования предметов антиквариата:

1) картины американских художников, написанные в основном в период с 1700 г. по 1950 г.;

2) картины импрессионистов и современных художников, написанные в период с третьей четверти XIX в. до конца первой половины XX в.;

3) картины старых мастеров, написанные в период с XII в., и картины, написанные в первые три четверти XIX в.

Повторные продажи рассматриваются как одна сделка. Для удобства цену, по которой картина была куплена в первый раз в рассматриваемом периоде, можно называть ценой покупки, а цену, по которой она же была куплена во второй раз, – ценой продажи. Как цена покупки, так и цена продажи – это аукционная цена, которая включает в себя комиссионные. Размер этих комиссионных со временем изменялся незначительно.

В настоящее время покупатель уплачивает аукционному дому 20% от суммы сделки, не превышающей 100 тыс. долларов США, и несущественно меньше от покупки более дорогих предметов. Продавец получает сумму, равную цене продажи минус 10%. Таким образом, инвестиции в предметы искусства имеют очень высокие транзакционные издержки, которые, однако, относительно невысоки, если соотнести их с периодом между покупкой и продажей.

Индекс Мея-Мозеса показал, что в среднем повторная продажа предметов искусства в Америке происходит через 20–30 лет. То есть это долгосрочные вложения. Кроме того, исчисленные за этот период транзакционные издержки, включающие выплаты как покупателя, так и продавца, составляют менее 1% в год.

Почему инвесторы выбирают искусство? Три основные причины

  1. Эстетическое удовольствие. Вложения в искусство приносят помимо дохода инвестору заветный статус коллекционера.
  2. Инвестиции в искусство, как альтернативные вложения, могут помочь диверсифицировать портфель. Здесь важно понимать, что работы авторов первой величины можно сравнивать с облигациями. Они постоянно растут в цене, они не очень волатильны. Более венчурным подходом являются вложения в современное искусство. Но тут необходимо учитывать опыт инвестора, его насмотренность и стратегию, а также отношения с галереями.
  3. Предметы искусства могут давать доходность выше инфляции. Грамотное выстраивание коллекции может дать прирост капитала выше доходности по агрессивным вложениям (к примеру, акций). С учетом горизонта инвестирования данные вложения вполне могут быть частью портфеля на пенсии. Кроме того, коллекция может быть передана по наследству.

С чего начать свою коллекцию?

Большинство инвесторов за 30 лет способны собрать довольно серьезную коллекцию. Речь идёт не о владельцах большого капитала. Поэтому, если вы решили начать коллекционировать и у вас уже есть эмоциональная вовлеченность в этот процесс, можно начать с недорогих работ признанных мастеров. Это может быть графика и акварельные рисунки, которые уступают в цене масляной живописи, но несут немалую культурную ценность.

Графика – вид изобразительного искусства, в котором главными художественными приемами являются штрих, линия и пятна. Цветовое решение преимущественно сводится к контрасту черного и белого цветов и оттенкам серого, однако есть произведения, выполненные в многокрасочной технике. Графика весьма лаконична, ее образы просты и условны, а фон зачастую определяет отношение изображения к пространству рисунка. Произведения, выполненные в этой технике, оставляют зрителю возможность домыслить увиденное на основании контуров и силуэтов, изображенных художником.

Илья Репин «портрет Наталии Борисовны Нордман» | Фото: flomaster.top

Акварельная живопись – техника изобразительного искусства, в которой художник создает живописный образ при помощи акварельных красок и фактуры основы. Техника объединяет элементы живописи и графики, является переходным этапом и допускает использование гуаши, белил, пастели, сангины. Картины акварельной живописи отличают две особенности: белый цвет отсутствует в палитре – функцию исполняет основа, а мазок кисти – прозрачный и не обладает рельефом. Изображению на акварельной картине присущи нежность, воздушность, тонкая палитра оттенков. Хлопковая или целлюлозная бумага и картон издавна стали основой для изображения. Акварельная краска включает мельчайший пигмент, гуммиарабик или растительный клей в качестве связывающего вещества и воду. Воздействие света наносит непоправимый ущерб произведениям, меняет оттенки и делает работы тусклыми.

Акварельная живопись от художника Лю Йи. | Фото: gallerix.ru

Эксперты советуют начинающим коллекционерам не покупать сразу много работ. Здесь важно качество, а не количество, а также идея, которой будут объединены предметы искусства. Если это учесть, то ваше желание стать разумным коллекционером не станет проявлением разрозненного собирательства за большие деньги.

Также важно помнить, что продавать свои арты уже через год после покупки не стоит. Есть шанс практически не получить прибыли от такой сделки.

Для того, чтобы выбрать предметы искусства в свою коллекцию грамотно и через 25-40 лет увидеть, как они станут в десятки и даже сотни раз дороже, стоит обратиться за экспертной оценкой и мнением к арт-кураторам, арт-дилерам.

Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!