Мясо-молочные перерабатывающие предприятия должны максимально эффективно работать даже во время кризиса. Такова основная идея визита А. Лукашенко 17 февраля в Могилевскую область, где он посетил ОАО "Бабушкина крынка".
Так, президент заявил, что государство не намерено продавать перерабатывающие предприятия. По его мнению, предприятия имеют достаточно высокий уровень производства, который соответствует европейским требованиям. Зачем же продавать такое богатство?
"Наша переработка теснейшим образом связана с производством молока, мяса. Сегодня приватизируем, продадим переработку - придет частник, в основном не свой, иностранный, и у него что, будет такой же интерес к тем крестьянам, которые будут продавать молоко, мясо? Он что, в кризисной ситуации будет точно так работать, как мы работаем? Нет и еще раз нет, я в этом убедился в кризис, когда все иностранцы сбежали оттуда, где их было много, а частник, вместо того чтобы свои деньги из кармана вынуть, в трудную минуту поддержать приватизированные заводы и фабрики, бросил их. Я этого не хочу", - заявил А. Лукашенко.
В 2008 году государство получило 1,1 млрд. USD доходов от реализации молокопродуктов на экспорт. Это существенная сумма, особенно если учесть, что, по словам самого президента, многие перерабатывающие предприятия в прошлом году находились на границе рентабельности.
В текущем году, признавая, что продавать продукцию становится все сложнее, государство обещает помочь переработчикам. Так, с 9 февраля в Беларуси в среднем на 10% снижены закупочные цены на молоко, закупаемое для государственных нужд. В течение года повышать закупочные цены не планируется.
"Рынок уже уравновесился на самой нижней точке, - уверен А. Лукашенко. - И на этой точке закупочная цена на молоко, которую мы сейчас предложили хозяйствам, - до 25% рентабельности - это очень хорошая рентабельность для колхозов, совхозов и частных ферм. Так куда еще поднимать цену?.."
Вместе с тем, как считают эксперты, названная рентабельность 25% чрезмерно завышена и почти нереальна для производителей. При такой рентабельности практически отсутствует необходимость в государственной поддержке села, которая пока не отменена. Действительно, некоторые производители благодаря высоким закупочным ценам и падающим ценам на горючее и удобрения смогли выйти на безубыточное производство. Однако не исключено, что искусственное удержание закупочных цен в течение года может в дальнейшем отрицательно сказаться на их экономическом положении.
Но, судя по заявлениям президента, который видит у перерабатывающих предприятий огромный потенциал, может произойти перераспределение денежных ресурсов от сырьевиков к переработчикам.
Зарабатывать же предполагается на экспорте, осваивая новые рынки сбыта - Украины, Казахстана, Ирана, Венесуэлы и даже Африки.
Официальная позиция белорусской власти: мировые цены достигли своего дна, и в дальнейшем можно будет их повышать. Однако не исключено, что через четыре месяца, которые отведены президентом министру сельского хозяйства и продовольствия Семену Шапиро, кризис получит второе дыхание и цены снова устремятся вниз, что, скорее всего, приведет к увеличению и без того огромных запасов готовой скоропортящейся продукции на складах.
Для продвижения собственной продукции предложено также создавать так называемые "точки опоры" - филиалы отечественных предприятий в зарубежных странах. Однако создание белорусских производств за рубежом - достаточно дорогая затея. Кроме того, молочный рынок соседних государств слишком плотный для того, чтобы там нашлось место для новых игроков. На более отдаленных рынках создавать новые производства еще сложнее, потому что существует неопределенность с сырьевыми зонами.
Однако главное, что нужно для успешной работы любого предприятия за рубежом, - это определенная свобода действий и возможность оперативного реагирования на изменение ситуации на рынке, однако государственная форма собственности этого не предусматривает. А приватизировать перерабатывающие предприятия государство на данном этапе не планирует, по крайней мере, пока молоко еще идет на экспорт.