В этот день в стране должен был состояться референдум, на который вынесли один вопрос: "Согласны ли вы на президентских и парламентских выборах в ноябре 2009 г. одобрить созыв конституционного собрания для принятия новой Конституции?".
Референдум проводился по инициативе президента Мануэля Селайи, который тем самым надеялся получить возможность для переизбрания на предстоящих выборах.
Организация проведения референдума и стала ключевой точкой во всех событиях произошедшего переворота. Против референдума ополчились все - и военные, и судебная власть, и конгресс, и даже товарищи Селайи по Либеральной партии. Дело дошло до того, что частные типографии отказались печатать бюллетени для референдума, и их пришлось заказывать в Венесуэле. Больная тема продления сроков полномочий главы государства хорошо знакома тамошнему президенту Уго Чавесу.
Причиной столь дружной реакции правящей элиты Гондураса стали статьи Конституции. Они не только не позволяют президенту избираться на второй срок, но и называют нарушение этой нормы преступлением - изменой родине. При этом лица, "поддерживающие или призывающие к несменяемости или переизбранию президента республики", наказываются лишением гражданства.
Кроме того, Конституция не наделяет президента полномочиями инициировать сам процесс внесения изменений в Основной закон. Однако, несмотря на все мыслимые и немыслимые нарушения, Селайя продолжал настаивать на своем. Он раздавал обещания повысить зарплаты и усилить заботу о самых бедных слоях населения, попутно обвинив всю правящую элиту в продажности и пренебрежении интересами простого народа.
Далее события развивались с калейдоскопической быстротой. Суд признал готовящийся референдум незаконным, военные отказались распространять бюллетени. Президент отправил в отставку главнокомандующего армией, в отставку подали также министр обороны страны и еще несколько генералов.
Сторонники Селайи сумели прорваться на армейские склады и выкрасть заготовленные бюллетени. На это конгресс срочно принял закон, запрещающий проводить любые референдумы за 180 дней до выборов. Верховный суд восстановил в должности уволенного главнокомандующего, генеральный прокурор потребовал от конгресса отстранить Селайю от власти, верховный суд признал намеченный президентом референдум незаконным.
Однако президент Гондураса заявил, что проведет референдум, несмотря на все решения верховного суда и конгресса.
Между тем противники Селайи оказались расторопнее. Утром 28 июня, когда президент еще спал, его резиденцию в столице - городе Тегусигальпе окружили военные и полицейские. Мануэля Селайю подняли с постели и прямо в пижаме под дулами автоматов отвезли на одну из военно-воздушных баз, откуда самолетом отправили в Коста-Рику. Временным лидером страны стал спикер парламента и лидер Либеральной партии 60-летний Роберто Мичелетти.
По мнению экспертов, несмотря на то, что Мануэль Селайя высказал твердое желание вернуться на родину, вряд ли ему позволят это сделать. Временные власти Гондураса заявили о том, что лишь война может заставить их вернуть кресло президента законному главе государства.
Оставшиеся в Гондурасе сторонники Селайи вряд ли смогут добиться успеха без лидера. Впрочем, они попытались оказать сопротивление. В Тегусигальпе появились баррикады, которые заблокировали улицы, ведущие к правительственным зданиям. Произошли столкновения манифестантов с полицией, применившей слезоточивый газ. Однако говорить о том, что сторонники изгнанного президента берут верх, пока рано. Сам Селайя призвал их продолжать протесты, но только мирным путем, то есть предпочел отказаться от силовых методов.
Гораздо большие затруднения для путчистов, как кажется, представляют не манифестанты на улицах, а позиция мирового сообщества. Большинство стран и международных организаций осудили переворот, потребовав восстановления конституционного порядка.
Впрочем, маловероятно, что международное сообщество предпримет какие-либо радикальные шаги. Более активную позицию занимают ближайшие соседи Гондураса, прежде всего члены Боливарианской альтернативы. Уго Чавес, к примеру, привел войска Венесуэлы в боевую готовность, заявив, что сделает все возможное для прекращения путча, но при этом оговорился, что ни в коем случае не нарушит суверенитета Гондураса. Президент Бразилии Лула да Силва выступил за полную политическую изоляцию незаконных властей страны. Сальвадор, Никарагуа и Гватемала сообщили, что приостанавливают торговые связи с Гондурасом.
Самым ощутимым ударом могли бы стать санкции США: на них приходится почти 70% экспорта из Гондураса и более половины импорта. Но Государственный департамент США уверил, что торговых санкций не будет, чем в очередной раз возбудил подозрения, что переворот в Гондурасе не обошелся без американцев.
Прогнозировать развитие ситуации сложно. Скорее всего, международное сообщество и соседи Гондураса займут выжидательную позицию. То есть периодически напоминая о необходимости восстановления конституционного порядка, дождутся новых президентских выборов осенью 2009 г.