Где притаились угрозы?

2021-11-22 16:26:38
"Ольга ШАВЕЛА, "Белорусы и рынок""

Основной вызов безопасности Беларуси — некачественное государственное управление, заявил военный эксперт, руководитель аналитического центра Belarus Security Blog Андрей ПОРОТНИКОВ. Скорее экономика, детализировал политолог Денис МЕЛЬЯНЦОВ. А как же угроза со стороны НАТО, военные амбиции России и наплыв мигрантов?

В передаче «Умные люди» на YouTube-­канале «Белорусы и рынок» эксперты прокомментировали и эти вызовы.

— Основная угроза безопасности Беларуси — это качество государственного управления и неспособность обеспечить экономическое, технологическое и социальное развитие страны, — заявил Андрей Поротников. — Сначала государство не в состоянии обеспечивать экономический рост, а потом и внешнюю военную безопасность.

— Если экономическая ситуация будет стабильной, соответственно, будет более-менее управляемое государство, а в военной сфере будет проходить перевооружение и модернизация. Александр Лукашенко сам говорил, что все зависит от экономики, и от этого нужно плясать, — сместил акцент Денис Мельянцов.

НАТО нам кто? Друг, враг или так?

В госСМИ постоянно звучит нарратив, что коллективный Запад — враг, а НАТО готовится атаковать Беларусь. Действительно ли существуют реальные внешние угрозы безопасности для страны?

— Судя по масштабам активности в блоке НАТО и отдельных соседних с Беларусью странах, нет оснований говорить о том, что идут какие-то военные приготовления и что стоит серьезно опасаться военного вторжения, — считает Денис Мельянцов. — В теории образ внешнего врага хорошо помогает консолидации общества. Получится ли у белорусских властей сплотить людей — вопрос качества государственной пропаганды.

Андрей Поротников также считает, что признаков внешней военной угрозы нет. Скорее сама Беларусь превращается в угрозу для соседних стран.

— Мы наблюдаем превращение Беларуси в источник угрозы для региональной безопасности. Соседние страны рассматривают нашу страну как источник проблемы. Белорусская власть всегда на словах противостояла  созданию разделительных барьеров в регионе. Сейчас этот барьер формируется не вокруг России, а вокруг Беларуси.

По словам Александра Лукашенко, опасность может исходить с юга.

  Нас начинают с юга подогревать. Мы должны готовиться: 1200 км граница с Украиной. Поэтому нам придется закрывать и этот периметр», — заявил он.

— Военной угрозы с территории Украины для нас не было и нет. С другой стороны, Киев присоединяется почти ко всем санкциям, которые вводятся странами Запада. Соответственно, в глазах официального Минска, Украина — враждебное государство, и поэтому делаются такие заявления: исходя скорее из политической целесообразности, нежели действительно военной угрозы, — пояснил Андрей Поротников.

— Традиционная претензия белорусских властей к Украине в том, что якобы с ее территории в Беларусь идет нереальный поток оружия. При этом почему-то в течение многих лет власти избегают подтверждения претензии: не раскрывают цифры этого нереального потока, не уточняют виды оружия, — заметил военный эксперт. — Поэтому Украина — это традиционная удобная пропагандистская страшилка белорусского режима, но никакие угрозы не подтверждены фактами.

Насколько Россия — военный союзник Беларуси?

Недавно закончились белорусско-российские учения «Запад-2021». Стороны объявили о создании в Гродненской области учебного-боевого центра войск ВВС и ПВО. Состоялась пролонгация договора о нахождении двух российских военных объектов на территории Беларуси. Следует ли из этого, что отношения России и Беларуси в военном плане вышли на новый уровень?

— Пролонгация договора ничего не значит. Во-первых, для Беларуси договор важен тем, что является демонстрацией союзничества. Во-вторых, за предоставление  своей территории под эти объекты Беларусь получает данные о ракетной и космической ситуации: по крайней мере, с РЛС в Ганцевичах. Кроме того, белорусы могут участвовать в стрельбах на российских полигонах. Поэтому можно просто фиксировать статус-кво: в военном плане, исходя из этого факта, отношения с Россией не ухудшились, — сказал Денис Мельянцов.

О российских военных базах

Военная доктрина России и Беларуси призвана обеспечить более высокий уровень взаимодействия министерств обороны двух стран. Однако о создании российских военных баз на территории Беларуси речь пока не идет.

— С военной точки зрения России не нужны военные базы в Беларуси. Москве нужна показательная лояльность и рычаги влияния на политическую ситуацию в стране. Тем не менее в политическом плане такие базы Кремлю нужны: чтобы демонстрировать, что Беларусь — каноническая территория России, что через территорию Беларуси Россия может угрожать странам Запада, — объяснил Денис Мельянцов.

— Что касается отношений с Россией, то вопрос создания военной российской базы в Беларуси со временем все-таки обострится, — сказал военный эксперт. — Россияне заинтересованы, хотя бы по политическим причинам, иметь здесь такую базу. Особенно это актуально для России в свете того, что трансформация Беларуси практически неизбежна: мы можем говорить лишь о темпах, но тренд таков.

По мнению военного эксперта, размещение российских баз в Беларуси создаст серьезные политические проблемы сначала на внешнем треке, а со временем и на внутреннем.

— Мы видим, что Россия использует собственное военное присутствие, в том числе как инструмент вмешательства во внутренние дела стран. Поэтому я бы сказал, что очень опасно пускать в свой огород этих людей.

Про ОДКБ

Говоря о том, может ли ОДКБ выступить гарантом безопасности Беларуси, Андрей Поротников подчеркнул, что данная организация не является «классическим военным блоком».

— В этом плане показательным стал конфликт на кыргызско-таджикской границе. Во время последнего саммита ОДКБ президент Кыргызстана поставил вопрос: а как поведет себя организация, если одна страна ОДКБ будет воевать с другой участницей? После чего Кыргызстан закупил бронетехнику и турецкие «Байрактары». Совершенно понятно, против кого закупается вооружение.

По мнению Андрея Поротникова, ОДКБ — это «довольно аморфная структура, но она важна, потому что ОДКБ — часть общей повестки именно белорусско-российских отношений».

— Это еще один инструмент, позволяющий сказать: вот ребята, мы как бы проявляем к вам лояльность в сфере безопасности, будьте любезны проявить лояльность в сфере цены на газ.

Вместе с тем эксперт добавил, что значительный объем документов ОДКБ — закрытые, и, не видя их, трудно уверенно что-то утверждать.

— Тем не менее, судя по поведению других стран ОДКБ, судя по поведению официального Минска во время конфликтных ситуаций, ОДКБ не имеет механизма принуждения к четкому поведению своих членов, — считает эксперт.

Миграционный кризис

Андрей Поротников считает, что никакой стратегии, как вести себя с мигрантами, у белорусских властей нет. Он отметил, что мигранты уже создают проблему белорусам, например, были факты краж из магазинов. По мере того как проницаемость границы будет снижаться, криминогенное поведение некоторых приехавших в Беларусь беженцев будет создавать и политические, и психологические проблемы для местного населения.

— Очевидно, что на это и рассчитывают соседние страны. Они ждут и стремятся приблизить тот момент, когда мигранты начнут создавать проблему для белорусских властей, — сказал Андрей Поротников.

— Важно подчеркнуть, что не Беларусь источник миграционного кризиса. Беларусь здесь пытается провернуть, скажем так, воспитательный момент для Европейского союза и Запада в целом: продемонстрировать, чего лишается Запад, пытаясь дестабилизировать Беларусь, — сказал политолог. — Официальный Минск продолжает подчеркивать, что если произойдет нормализация отношений с Западом, будут отменены санкции и так далее, то вся эта ситуация может откатиться.

По мнению Дениса Мельянцова, сейчас никто не может сказать, удастся ли правительству Беларуси добиться желаемого эффекта.

— По крайней мере, в кулуарах западной дипломатии об этом всерьез задумываются, потому что присутствует большой алармизм со стороны Литвы и Польши. Есть проблема и понимание, что в Беларуси власть контролирует ситуацию. До переговоров, даже каких-то неформальных, дело пока еще не дошло и вряд ли в ближайшем будущем дойдет. Но вполне вероятно, что миграционная проблематика может стать отправным пунктом для начала переговорного процесса с Западом, — предположил Денис Мельянцов.

Политолог акцентировал внимание на угрозе пограничных инцидентов. Сейчас появляется информация о стрельбе на границе.

— Мы в одном шаге от случайных инцидентов, которые могут привести к политическим последствиям. Конечно, мировой войны вряд ли стоит ожидать после таких событий, но тем не менее ситуация опасная. Рост недоверия с обеих сторон границы достиг такого масштаба, что подобные инциденты стали тревожащей тенденцией.

Смотрите всю передачу на YouTube­канале «Белорусы и рынок».

Читайте нас в Telegram. Подписывайтесь на канал газеты "Белорусы и рынок"
Читайте нас в:

Подписывайтесь на нас в соцсетях

Cамые свежие новости всегда с вами!