Реальный сектор экономики массово использовать труды ученых почему-то не стремится. Об этом он заявил Александр Лукашенко на совещании по реализации стратегических проектов.
Лукашенко предупредил Национальную академию наук о запланированной на зиму «серьезной проверке». «Дай бог, чтобы было так, как нам руководитель Академии наук докладывает: они сегодня делают все —- от беспилотников до изделий из сухого молока, которые продают в Китай. Делают все. Посмотрим, так ли это. Я имею в виду электромобили и так далее», - цитирует Лукашенко его пресс-служба.
Возможна и ликвидация некоторых исследовательских институтов. Лукашенко потребовал пересмотреть их численность и структуру, чтобы «на дух не было тех, которые только числятся, а не выдают результата».
Это касается в том числе ведомственных институтов, в сферах здравоохранения, труда и социальной защиты, спорта, культуры и других.
Что рождается в недрах Академии?
На совещании было сказано, что по-настоящему крупных, прорывных научных проектов за прошедшее время создано не так много.
«Надо признать, что реальный сектор экономики массово использовать труды ученых почему-то не стремится, — цитирует Лукашенко Thinktanks.by. — До производства доходят не все новые разработки».
Он подчеркнул, что такие масштабные проекты, как атомная станция, Белорусская национальная биотехнологическая корпорация, выпуск крупнейшей на планете карьерной техники, космические программы, инновационная биомедицина — все появились «только с подачи президента».
«А где рожденные в недрах дикого труда и работы, в недрах Академии наук проекты? Где они? Как видим, пробелы есть. Прежде всего в планировании стратегических проектов, объектов высоких (5-го и 6-го) технологических укладов», - считает Александр Лукашенко.
Весной нынешнего он поручил правительству, Академии наук и своему помощнику Александру Косинцу создать «мозговое ядро», которое будет курировать масштабные проекты. Проекты уже определены. «Мозговое ядро» будет «заставлять всех вас реализовывать эти проекты», - заявил Лукашенко чиновникам.
Но тут же он раскритиковал собственную идею: «Что мешает реализовывать лучшие задумки в уже имеющемся составе? Никаких новых структур и дополнительных кадров быть не должно. У нас хватает этих центров и «возле центров».
Нужен Госплан
Замглавы Администрации Максим Ермолович напомнил, что центром масштабных проектов в СССР был Государственный плановый комитет Совета Министров (Госплан). Он контролировал выполнение народно-хозяйственных планов, координировал и финансировал технико-экономические исследования научных и проектных организаций всей страны, внедрял проекты особо крупных предприятий и союзных строек.
В то же время сегодня в Беларуси нет единого центра, определяющего масштабные инвестпроекты и капитальные вложения. Процесс разработки децентрализован и осуществляется по предложениям республиканских органов госуправления, облисполкомов либо инвесторов.
Поэтому у нас реализация проектов шла в условиях недостаточного межведомственного взаимодействия, исполнители сталкивались с необходимостью повторного обсуждения, согласования и обоснования инвестиций. Максим Ермолович утверждает, что сейчас проблемы возникают как на стадии выработки проектных решений (что строить и где), так и в процессе самого строительства.