Беларусь продолжает получать энергоресурсы из России. Имеется и собственная АЭС. Как на этом фоне обстоят дела с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ)? Поддерживает ли Беларусь курс на развитие экологически чистых источников энергии или стремление осталось в прошлом? Газета «Белорусы и рынок» узнала мнение Владимира НИСТЮКА, исполнительного директора Ассоциации «Возобновляемая энергетика».
— Тема возобновляемой энергетики впервые громко прозвучала в Беларуси в 2007 году, когда появилась директива № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства». В ней говорилось о необходимости максимально возможного вовлечения в топливный баланс страны собственных возобновляемых источников энергии.
В то время в стране работало два ветрогенератора, подаренных Германией нашим переселенцам из Чернобыля, и несколько гидроэлектростанций (наследие времен СССР). Сейчас у нас более сотни ветрогенераторов разной мощности. Отлажена система использования солнечной энергии, особенно в южных районах. Например, год назад в Могилевской области ввели в эксплуатацию солнечную электростанцию мощностью 109 МВт. Это самая мощная солнечная электростанция в Восточной Европе.
По официальным данным, в энергетическом балансе Беларуси ВИЭ составляют 7 %. Но нужно понимать, что речь идет обо всех видах ВИЭ, включая древесное топливо. В энергетическом балансе электрической энергии доля ВИЭ лишь 1,5 %.
Для государства ВИЭ не в приоритете
В последнее время интерес к ВИЭ со стороны государства снизился. Министерство энергетики уделяет внимание главным образом развитию атомной энергетики и практически прекратило стимулирование развития зеленых источников энергии. По нашим же подсчетам, ВИЭ может обеспечить не менее 15 % всей энергетики Беларуси. В стране большой потенциал по биогазу, гидро- и ветроэнергетике, а солнечный потенциал не хуже, чем в Германии. Однако развитие ВИЭ в Беларуси становится невыгодным производителям и инвесторам.
Так, в этом году принят закон, приостанавливающий применение повышающих коэффициентов к тарифам на электрическую энергию из ВИЭ. Если раньше коэффициент был в среднем 1,3 (по солнечной энергетике доходил до 3), то сейчас тариф приблизился к 0,4. В новых условиях производство зеленой энергетики и поставка ее в общую энергосеть становится нерентабельной для производителей.
Еще один барьер — чрезмерное государственное регулирование. Постепенно в нормативную базу вводится все больше требований к поставщикам ВИЭ. Энергобаланс страны, конечно, нуждается в регулировании, но выполнить некоторые требования просто невозможно. Например, Минэнерго требует, чтобы поставщик заранее сообщил, сколько электрической энергии даст завтра его электроагрегат. А кто может предсказать, каким завтра будет ветер? Электростанция может дать великолепный объем электроэнергии, но может наступить и затишье, ветроустановки остановятся. Такие вещи спрогнозировать невозможно, а государство требует.
ВИЭ на предприятиях
Сокращение коэффициентов и зарегулирование приводят к тому, что становится экономически неэффективным строительство и использование больших источников энергии, которые задействованы в единой энергосистеме страны. Но есть еще частные и государственные предприятия, которые, несмотря на все перспективы атомной энергетики, хотят иметь собственный источник энергии. Никто ведь не уверен, что с полным введением БелАЭС стоимость электроэнергии снизится. В начале этого года, наоборот, произошло очередное повышение тарифов на электроэнергию. Да, БелАЭС построена, но теперь за нее нужно выплачивать российский кредит в 10 млрд долларов. Предполагалось, что АЭС станет коммерческим проектом, Беларусь будет продавать электроэнергию странам ЕС и Украине, а с заработанных денег отдаст российский кредит. Пока строили АЭС, геополитическая ситуация изменилась коренным образом, и продавать электроэнергию стало некому. Так что атомная энергетика не панацея от всех наших энергетических проблем. Поэтому государственные и частные предприятия хотели бы поставить у себя на кровле солнечную электростанцию, разместить на территории ветропарк или построить биогазовый комплекс. Но денег у предприятий нет, многие из них закредитованы и даже убыточны, а с инвесторами сейчас, как известно, проблемы.
ВИЭ в домах
Где действительно произошел большой прорыв с ВИЭ, так это в частных домохозяйствах. Нам постоянно звонят люди, советуются, как у себя в доме или на дачном участке установить автономный источник энергии — солнечную батарею или ветрячок. Стоят такие установки недорого и могут быть очень эффективными. Например, солнечный коллектор с марта по октябрь нагревает воду до температуры 60 °С, что практически соответствует ГОСТу по тепловой энергии, которая поступает из теплосетей. Если государство не готово переварить зеленую энергетику в больших объемах, то в частном секторе в сознании людей произошел большой перелом. Люди видят в ВИЭ реальную пользу и активно начинают применять их в своей повседневной жизни.
Плантации быстрорастущих энергетических культур
В Беларуси сейчас начинает развиваться совершенно новая тема в возобновляемой энергетике: выращивание быстрорастущей древесины. Быстрорастущая ива и тополь вырастают из саженца в большое дерево за три года, в то время как обычное дерево растет 30–40 лет. В соответствии с результатами, достигнутыми в ряде зарубежных стран, среднегодовой урожай при трехлетней ротации ивы может достигать 10–15 тонн сухого вещества с гектара. Собранная биомасса может быть использована как источник энергии.
Интерес отечественных производителей к плантационному выращиванию ивы высок. Это связано в том числе с ростом цен на древесину на мировом рынке, а также с возрастающим спросом на рынке древесного топлива внутри страны и за рубежом. Только за последние два года на рынке возник ряд компаний, которые планируют создание промышленных плантаций в Кобринском, Пинском и Ляховичском районах Брестской области.
Выращивание быстрорастущих деревьев будет способствовать развитию ВИЭ в стране и иметь положительный эффект для окружающей среды: сокращение выбросов CO2, сохранение биологического разнообразия, защита почв от водной и ветровой эрозии, снегозадержание.