По итогам 2021 года Польша вошла в пятерку основных торговых партнеров Беларуси. Однако в ближайшее время динамика и структура внешнеторговых отношений двух стран может кардинально измениться.
Товарная торговля
В ушедшем году внешнеторговый оборот товаров Беларуси и Польши составил 3 255,5 млн долл. Больше товарооборот у нашей страны был только с РФ, Украиной, Китаем и Германией. Таким образом, Польша в 2021 году вошла в топ-5 главных торговых партнеров Республики Беларусь по объему товарооборота.
В последние годы в структуре товарооборота двух стран доля экспорта и импорта была практически равна, но в 2021 году белорусский экспорт продемонстрировал значительный рост.
Динамика товарной торговли Беларуси с Польшей, тыс. долл. (источник данных — Белстат)
По итогам двух месяцев 2022 года вывоз товаров из РБ в Польшу более чем в 2 раза опережал ввоз из этой страны. Товарооборот в январе-феврале текущего года составил 474,3 млн долл.
По информации Белстата, в начале года Польша по-прежнему оставалась ключевым торговым партнером нашей страны и входила в топ-5 по объему экспортно-импортных операций.
Внешняя торговля Республики Беларусь в январе-феврале 2022 года. Топ-5 стран по экспорту и импорту товаров (источник данных — Белстат)
В 2021 году экспорт стал основным драйвером роста белорусской экономики. На долю Польши в прошлом году приходилось 5,2% всего экспорта Беларуси.
В Польшу наша страна активно поставляла следующие товары:
Следует учитывать, что статистика Белстата по удобрениям и нефтепродуктам закрыта. Однако ранее эти товары всегда входили в число экспортных позиций Беларуси.
Экспорт отдельных товаров в Польшу в 2020 году, тыс. долл. (источник данных — Белстат)
Основными статьями импорта из Польши в Беларусь являются фрукты, овощи, бумага, полимеры, изделия из пластика, медикаменты, металлоконструкции и запчасти для автомобилей и тракторов, продукты питания. На долю Польши в прошлом году пришлось 2,8% белорусского импорта.
По итогам 2021 года сальдо внешней торговли товарами Беларуси с Польшей оказалось положительным и составило 894 285,9 тыс. долл.
Инвестиции и услуги
В прошлом году Польша стала не только пятым внешнеэкономическим партнером Беларуси по объему товарооборота, но и седьмым инвестором в белорусскую экономику с показателем 184 715,1 тыс. долл. Для сравнения в 2020 году этот показатель был на уровне 142 675,1 тыс. долл.
А вот в 2018 и 2019 годах Польша инвестировала в РБ значительно больше: 445 329,8 тыс. долл. и 440 793,8 тыс. долл. соответственно.
Взаимная торговля услугами в 2021 году составила 558,7 млн долл., из них экспорт РБ — 314,2 млн долл., импорт — 244,5 млн долл. Сальдо внешней торговли услугами оказалось для Беларуси со знаком плюс и составило 69,7 млн долл.
Основу взаимной торговли услугами в 2021 году составляли транспортные услуги.
Новые вызовы
События в Украине и расширение санкций против Беларуси значительно повлияют на динамику и структуру внешней торговли нашей страны. В том числе, это распространяется на торговые отношения с Польшей.
Обновленные данные статистики (за март, апрель и последующие месяцы), вероятнее всего, будут кардинально отличаться от показателей за прошлый год и начало текущего. Возможно, что Польша покинет топ-5 основных внешнеторговых партнеров РБ.
2 марта Совет ЕС принял решение о введении дополнительных торговых ограничений для Беларуси в отношении ряда товаров. Из Беларуси в ЕС запретили ввозить древесину и изделия из нее, древесный уголь, цемент и изделия из него, бетон, железо и сталь, а также изделия из них, резиновые изделия.
Это значит, что ряд белорусских товаров в Польшу больше не попадет. Даже если рассмотреть только древесину и продукцию деревообработки, потеря валютной выручки для Беларуси очевидна.
К примеру, в 2021 году Беларусь экспортировала в Польшу:
И это далеко не полный список.
Однако потери ждут не только Беларусь, но и Польшу. Белорусская древесина пользовалась повышенным спросом (из-за выгодной цены) у польских производителей мебели. Часть измельченной древесины — щепа и стружка — использовалась как биотопливо.
Соседка Польши — Литва — уже заявила о нехватке древесины в стране. Министерство окружающей среды Литвы поставило задачу найти к отопительному сезону новые источники биотоплива вместо попавшей под санкции древесной щепы из Беларуси.
Польша подобных заявлений пока не делала, но, учитывая проблемы с поставками российского газа, страна может всерьез задуматься о расширении применения альтернативного топлива.
Следует также учитывать, что 8 апреля ЕС принял пятый пакет санкций в отношении России. Согласно обновленному пакету, транспортные компании Беларуси и России больше не вправе осуществлять перевозки грузов автомобильным транспортом в пределах Евросоюза, в том числе транзитом.
Именно Польша (вместе со странами Балтии) выступала инициатором запрета грузоперевозок из Беларуси. 16 апреля в Беларуси были приняты ответные меры в отношении транспортных средств, зарегистрированных в государствах-членах Европейского союза.
Данные ограничительные меры в скором времени ударят по экономике Беларуси. Можно ожидать сокращения экспорта транспортных услуг (в том числе в Польшу) и дефицита некоторых товаров.
«Спрос на доставку грузов из Европы в Беларусь в зимние месяцы вырос на 130% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В марте же из-за введенных санкций популярность этого направления снизилась и вернулась на уровень прошлогодних показателей. Это случилось еще до введения запрета на въезд белорусских и российских грузовиков в ЕС», — отметила директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.
Челночная торговля возвращается?
Открытие границ и снятие антиковидных ограничений создают предпосылки для активизации «челночной» торговли.
Плюс ко всему фиксируется снижение занятости в стране. Ряд компаний либо сокращают персонал, либо вводят короткую трудовую неделю. В некотором смысле это способствует возрождению «челночного» бизнеса.
Еще в марте руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин говорил о возможном расцвете в ближайшее время «челночного» предпринимательства.
Схожей позиции придерживается и академический директор BEROC (Киев) Катерина Борнукова.
«На «бумаге» мы действительно видим рост спроса и предложения на «челноков». С одной стороны, имеются ограничения на поставку товаров в Беларусь, произошли разрывы привычных логистических цепочек, с другой — сокращение рабочей силы на предприятиях, этим людям надо чем-то заниматься. То есть они теоретически могут наладить поставки дефицитных товаров в Беларусь», — отмечает Борнукова.
В числе ходовых товаров у «челноков» до сих пор значатся алкоголь и сигареты, а для тех, кто отправляется за границу на машине, к этому списку можно добавить и топливо. Но есть в списке и другие товары. Вполне вероятно, что «челночная» торговля, завязанная на Польшу, может активизироваться и стать источником дохода для ряда белорусов.
«Когда есть большая разница в ценах, то такой бизнес всегда будет существовать. Особенно это актуально для жителей приграничных районов Брестской и Гродненской областей. Поэтому если люди из этих регионов потеряют работу, то ничего не останется, как начать «челночить», — считает академический директор BEROC.
Правда, существуют и барьеры для развития «челночного» бизнеса. Во-первых, у «челноков» есть ряд конкурентов, например, интернет-магазины. Во-вторых, никто не отменял наказаний за незарегистрированную предпринимательскую деятельность. Кроме того, в Беларуси введено ограничение на вывоз физлицами ряда продуктов за пределы Евразийского экономического союза.