Какие электромобили покупают белорусы? Перевернут ли мир электрокаров два важных документа, недавно вступившие в действие?
Хлынут ли в страну новые «электрички», которые станут ввозить юрлица, или же увеличится поток подержанных? Ответы на эти вопросы искала газета «Белорусы и рынок».
Новых авто больше не станет
На рубеже 2021 и 2022 годов произошли два события, которые окажут серьезное воздействие на рынок электромобилей. Первое — указ № 447, который является декабрьским продлением действия Указа № 92 от 12 марта 2020 года «О стимулировании использования электромобилей», позволяющего ввозить в страну электрокары по нулевой ставке НДС и без уплаты таможенной пошлины. Второе — прекращение действия с 1 января другой льготы: возврат 15-процентного таможенного сбора на ввоз электромобилей в страны ЕАЭС.
Две составляющие — нулевые ставки НДС и таможенной пошлины, стали драйвером резкого роста ввоза электрокаров в Беларусь, заметил Александр СИДОРОВИЧ, председатель Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), объединяющей отечественных автодилеров. Но он уверен, что продление действия указа № 92 направлено не на то, чтобы в стране появлялось больше новых электрокаров: «Указ не приведет к увеличению ввоза в страну новых автомобилей — это факт. Речь идет о насыщении нашего рынка подержанными машинами, именно на стимуляцию их ввоза направлен документ. Сложившаяся сегодня ситуация, когда новых электромобилей в стране практически нет и за год ввозятся единицы, не изменится».
Глава БАА отметил, что главное в этом указе — уравнивание юридических и физических лиц. Ведь ранее юрлица не могли ввозить в Беларусь подержанные авто с нулевым НДС. «Безусловно, это шаг вперед, но революции он не сделает», — уверен Александр Сидорович.
Не стремились юрлица и к ввозу новых авто, но по другим причинам, в том числе из-за дороговизны электрокаров. Но не только. К примеру, ту же пресловутую Tesla не дилеры ввозят в Беларусь, а пригоняют физлица, потому что она не признана автомобилем: нет соответствующего документа. Оформление его очень дорогого. А так как официальной статистики по ввозу б/у авто Государственный таможенный комитет не дает, то заявления о том, что именно эта марка составляет 40 % ввезенных в страну электромобилей, может быть попыткой манипуляции.
Удовольствие ценою в миллион
Насколько указ № 447 может увеличить ввоз юрлицами электроавто? По словам Александра Сидоровича, такая вероятность есть, но нужно учитывать один нюанс: при ввозе электромобиля до трех лет нужно получить ОТТС (одобрение типа транспортного средства), что фактически невозможно. Причина в дороговизне — иногда такое удовольствие стоит до миллиона долларов. «А ввоз более старых электромобилей возможен, но не очень интересен для юрлиц: нет ни лизинга, ни кредита», — рассказал глава БАА.
Накануне и после ввода в строй АЭС белорусские власти активно искали варианты увеличения потребления электроэнергии, и одним из них стали попытки несколькими мерами резко поднять число электромобилей, главные из них — льготы по ввозу и низкие тарифы на зарядку.
Количество ввезенных в Беларусь электрокаров действительно резко выросло, но эксперты отмечают и еще одну причину этого скачка: перепродажа электромобилей в Россию и Казахстан, где действовали и действуют ввозные пошлины и НДС.
Что будет с белорусским электромобильным рынком после возвращения 15-процентной ввозной пошлины?С этим вопросом мы обратились к создателю сайта электричка.бел Денису МУХАРСКОМУ. Он занимается ввозом под заказ и ремонтом китайских электроавтомобилей, которых более 460 моделей.
«Наверняка ввоз физлицами уменьшится по двум причинам. Во-первых, перекупы, продававшие машины в РФ и Казахстан, уйдут с рынка. Во-вторых, люди привыкли к «халяве» — отсутствию НДС и таможенного сбора, и после увеличения цены электрокаров на 15 % часть потенциальных покупателей откажется от этой идеи. Но автодилеры, которые теперь могут конкурировать с физлицами на равных, могут и увеличить ввоз — с надеждой на то, что те, кто решил пересесть на электромобиль, все же реализуют свою идею. Ведь многие из тех, кто захотел пересесть на «электричку», соблазнились льготами, в том числе и по стоимости электроэнергии для зарядки. Люди оценили свой годовой пробег и просчитали расход и экономию. Для тех, кто каждый день проезжает по 80–100 км, она составляет не одну тысячу рублей. И экономия далеко не только на топливе, ведь ремонт и обслуживание машин с ДВС влетают в копеечку», — рекламирует электрокары Денис Мухарский.
«Есть два фактора, действующих противоположно. Первый — введение пошлины, который обвалит ввоз на 20 %, второй — мода и госмеры по стимулированию ввоза. Второе в конце концов перевесит, и рекорд (6–10 тысяч ввезенных в 2021 году электрокаров) будет в итоге перекрыт», — уверен соучредитель Greencars.by Алексей МАРТЫНОВСКИЙ.
Кому на руку новый указ?
Сопровождавший только в прошлом году ввоз более 200 электрокаров Денис Мухарский отметил, что средняя их цена — 15–20 тыс. долларов, а возраст — два-три года. «Мы рекомендуем приобретать машины выпуска с 2018 года, потому что более ранние модели имеют проблемы по запасу хода и качеству», — отметил он. Общими усилиями государства и электроавтолюбителей за год удалось увеличить белорусский электропарк в 4 раза. Но все равно его размер крайне мал.
Говоря об указе № 447, нельзя не отметить и то, что вводится нулевой НДС на ввоз комплектующих, что позволит «Белджи» собирать из машинокомплектов электровариант китайского Geely, а не просто ввозить готовые машины. Но вопрос в цене. Если весной корреспонденту «Белорусы и рынок» на заводе рассказывали, что машина поступит в продажу в ноябре и будет стоить 30 тыс. долларов, то недавно обнародованные данные удивляют: 85 900 рублей (на начало декабря — 33,7 тыс. долларов, после скачка курса — 33 тысячи на середину января). Но в 2021 году продаж не было, и цена в рублях может подняться.
Так как в указе прописано и то, что с 1 марта электрокары старше 5 лет не смогут ввозить без НДС не только юридические, но и физические лица, а в ЕАЭС введена пошлина в 15 %, то вывод можно сделать один: документ лоббирует интересы «Белджи», который заявлял, что в 2021 году соберет первую тысячу электрокаров. Ведь введение пошлины, ограничение по льготному НДС, необходимость ОТТС — это все камни на чашу весов Geely. К тому же велика вероятность того, что китайско-белорусскую электромашину можно будет взять в лизинг или кредит, так как желающих купить «китайца» за один заход, выложив 33 тыс. долларов, наверняка будет не много.