Роль, которую играет сейчас Владимир Путин, позволяет ему снять сливки и предстать в очень положительном облике посредника и дипломата. Об этом в и интервью корреспонденту газеты «Белорусы и рынок» заявил бывший временный поверенный в делах Беларуси в Швейцарии, старший исследователь Центра новых идей Павел Мацукевич.
Он считает, что Путин фактически поменялся с Лукашенко ролями, если сравнивать нынешнюю ситуацию с 2014 годом. Тогда аналогичную услугу для Запада оказал Лукашенко: не признал аннексию Крыма и принял в Минске «нормандский формат», поработав донором региональной безопасности в важный для Европы момент.
Сейчас эта роль за Путиным.
— Причем, на мой взгляд, российский президент имеет абсолютный контроль над этой ситуацией: обостряет и эскалируют ее чужими руками. А его манипуляции настолько эффекты, что удаётся щелкнуть по носу Польше и странам Балтии руками не только Лукашенко, но и Меркель, ведь все эти созвоны Берлина с Москвой и Минском отводят Варшаве и другим столицам роль статистов. И под шумок всего этого и 28 таинственных интеграционных карт наращивается военное присутствие России в Беларуси, — говорит он.
По словам Мацукевича, военное сотрудничество Беларуси и России сделало впечатляющий шаг вперёд: мы уже имеем учебно-боевые центры, подписана военная доктрина Союзного государства, продлена аренда военных объектов, российские стратегические бомбардировщики «утюжат» воздушное пространство вдоль белорусской границы.
Тем не менее тягать за усы соседей союзного государства, прощупывая их уязвимые места и предел терпения, это одно, а допустить горячий конфликт — совсем нежелательное другое.
— Мне кажется, Владимир Путин хорошо чувствует момент, когда нужно остановиться, чтобы не переиграть самого себя. Нельзя исключать определенных вспышек напряженности на границе с Польшей и странами Балтии, но в целом миграционный конфликт будет исчерпан, — считает экс-дипломат.
По его мнению, белорусская сторона очень заинтересована в восстановлении контактов с западными странами, потому что эти контакты позволяли Александру Лукашенко балансировать. Поэтому, несмотря на всю воинственную риторику официального Минска, белорусские власти готовы идти на компромиссы для восстановления контактов с Западом. Более того, если телефонные переговоры Минска и Берлина были согласованы с Москвой, то в случае дальнейшего развития таких контактов у Лукашенко могут возникнуть неприятности от Кремля, ведь это может создать проблемы процессу транзита Беларуси в Россию вплоть до его приостановки. Заявленный ранее разворот в сторону Азии — это ведь тоже была своего рода попытка разнообразить внешнеполитические связи Беларуси, чтобы снизить уровень своей зависимости от России. Но с помощью одной Азии, без Запада, это точно не удастся. А вот при возобновлении сотрудничества с ЕС, частичном снятии ограничений или их заморозке, в интеграционной истории с Россией белорусский режим попытается дать задний ход.
Что касается вероятности заморозки санкций, то, по словам Мацукевича, это зависит исключительно от воли сторон и компромисса. Пока это отдаленная перспектива, но нахождение развязки по миграционному кризису открывает к ней прямую дорогу.