У экономик Беларуси и России одинаковые проблемы. Но если российский Центробанк бьет тревогу, то белорусское правительство считает, что с экономикой у нас все благополучно. Хотя оптимизм правительства, кажется, уже начал пугать белорусский Нацбанк.
О чем сигнализирует Нацбанк Беларуси? Разбираемся в новом выпуске программы «Оптимум» на ютуб-канале «Белорусы и рынок».
«Главным внутренним риском является исчерпание доступных производственных мощностей и рабочей силы», — сказала глава Центробанка Эльвира Набиуллина.
Те же самые слова мог сказать любой белорусский экономический чиновник. Если бы белорусские чиновники умели говорить о проблемах.
Производственные мощности страны загружены больше чем на 70%. В отдельных отраслях загрузка составляет больше 90%. Цементные заводы, заводы по производству строительных материалов загружены вообще на 98%.
Но главная проблема для Беларуси, как и для России, это не перегрузка производственных мощностей. А то, что на этих производственных мощностях некому работать.
По данным Еврокомиссии, вид на жительство в ЕС в прошлом году получили 280 тыс. белорусов. В 2022 году таких было 300 тыс., в 2021-м —140 тыс., а в 2020 – 60 тыс. Эти цифры нельзя автоматически складывать, но если еще осенью прошлого года власти признавали, что из страны уехали 350 тыс. человек, то сейчас уже можно смело говорить о полумиллионе.
Однако правительство считает, что с экономикой все хорошо, и чем быстрее экономика растет, тем больше ей от этого пользы. И вот эти планы, похоже, уже немножко пугают белорусский Нацбанк. На столько, что регулятор решил подать сигнал SOS.
Экономический рост в 5,5% был достигнут за счет низкой базы прошлого года. Экономика Беларуси восстанавливалась после падения, поэтому ей было куда расти. Но возможности восстановительного роста уже исчерпаны. Попытки его подстегнуть несут риски не только монетарной стабильности. Они еще ставят под угрозу все недавние достижения белорусского «экономического чуда».
Это выводы из статьи, которая была опубликована в ведомственном издании Национального банка Беларуси «Банковский вестник». Диагноз, который автор ставит белорусской экономике, мало чем отличается от диагноза, который ей уже поставили. Суть этого диагноза заключается в том, что белорусская экономика перегрета. Высокие темпы экономического роста в этом году были обеспечены в основном потребительским спросом. А сам этот спрос стимулировался денежными вливаниями в экономику и ценовым контролем.
Нормальная траектория для белорусской экономики – снижение темпов роста до примерно 4% к концу года. Потому что никаких объективных причин для новых рекордов у белорусской экономики нет.
Ну и рецепт он, в общем-то, тоже не очень новый. Этот рецепт заключается в том, что надо ставить перед собой реальные цели. Надо оставить экономику в покое и дать ей как-то передохнуть. Главное отличие, особенность этого рецепта заключается в том, что он выписан в ведомственном журнале Нацбанка.
Потому что оставлять экономику в покое никто не собирается. Потому что у белорусского правительства свои взгляды и на жизнь. и на экономику. Наше правительство признает, что симптомы перегрева у экономики есть, но говорит, что никакого перегрева у экономики при этом нет.
«Смею вас заверить, что все эти параметры находятся в зеленой зоне. Поэтому никакого риска на данный момент мы не видим», — сказал премьер Роман Головченко.
Поэтому в следующем году правительство запланировало еще более быстрый рост ВВП. А единственный способ обеспечить этот рост, когда условия на российском рынке ухудшаются, а цены на белорусский экспорт падают — это еще больше стимулировать внутренний спрос вливанием еще большего количества дешевых денег.
Но сигналы от Нацбанка о том, что в экономике все не так благополучно, как кажется, по обычным каналам, видимо, уже не проходят. Потому что никому не интересно слушать скучные вещи про монетарную стабильность, когда ему показывают макроэкономические фокусы.
Поэтому Нацбанк подал сигнал SOS как мог: опубликовав научную статью в своем ведомственном журнале. В надежде, что кто-нибудь этот сигнал, может быть, услышит.