В соответствии с Указом № 264 от 28 мая, которым были уточнены параметры бюджета, доходы и расходы республиканского бюджета на 2009 год утверждены в сумме 54,9 трлн. BYR при нулевом дефиците.
Таким образом, формально по сравнению с утвержденным в ноябре прошлого года законом о бюджете произошло лишь сокращение расходов бюджета на сумму дефицита в размере 2,8 трлн. BYR (бездефицитным бюджет должен был стать по требованию МВФ). Но оказалось, что реальное сокращение расходов будет практически в четыре раза больше.
Налоги легли на склад.
Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что показатель доходной части бюджета не изменился. Однако в соответствии с оперативными данными доходы бюджета за январь - апрель текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 800 млрд. BYR. Поэтому очевидно, что запланированных доходов в этом году бюджет не получит. Этого не скрывает и Минфин.
"Мы видим, что те доходы бюджета, которые были запланированы при формировании утвержденного осенью 2008 года закона о бюджете на 2009 год, конечно, выполнены не будут вследствие существенного снижения деловой активности", - сказал министр финансов Андрей Харковец в интервью БЕЛТА.
"Необходимо также понимать, что даже в случае восстановления деловой активности "догнать" утвержденные в законе о бюджете объемы доходов будет очень сложно, а скорее всего, невозможно, поскольку первое полугодие уже практически завершается", - подчеркнул он.
И хотя министр финансов решил все же оставить надежду в этой, по сути, безнадежной ситуации, подчеркнув, что "подтянуть результаты еще можно", дальнейший его комментарий продемонстрировал, что для "подтяжки" результатов недостаточно радостных заявлений правительства о росте ВВП.
"Следует учитывать, что при сохранении положительной динамики ВВП доходы бюджета в реальном выражении существенно снизились, - выявил основное противоречие текущего состояния белорусской экономики А. Харковец. - ВВП за январь - апрель вырос на 1,2%, а реальные, то есть с учетом инфляции, налоговые доходы бюджета за этот период сократились на 15%. Этот разрыв демонстрирует основную проблему в экономике - высокий уровень складских запасов. То есть недопоступление доходов представляет собой налоги, которые остались в нереализованной продукции".
Баланс при минимальных доходах.
Оценивая структуру недопоступивших доходов бюджета, министр финансов подчеркнул, что "снижаются удельный вес и темпы поступления налога на доходы и прибыль". "Это основная позиция, которая вызывает у нас наибольшее беспокойство, поскольку есть проблемы рентабельности предприятий и экспортных продаж", - сказал он.
Однако, помимо проблемы ухудшения финансового состояния промпредприятий, бюджет нашей несырьевой страны, как и предполагалось, оказался весьма зависимым от цен на нефть.
По словам А. Харковца, наиболее заметным является снижение доходов от внешнеэкономической деятельности, а именно - экспортных пошлин на нефтепродукты, что обусловлено конъюнктурой мировых цен на нефть и нефтепродукты.
"Все другие налоги не вызывают вопросов - стабильно поступает НДС, акцизы и другие налоги", - сказал министр.
Но даже с учетом этого оптимистичного замечания ожидаемая Минфином сумма недопоступления доходов может составить около 8 трлн. BYR.
"Ориентируясь на эту цифру, мы подготовили корректировку бюджета. Нашей главной задачей было реально посмотреть на вещи, чтобы бюджетная сфера не оказалась в ожидании неких средств, которых фактически не существует, и сбалансировать расходные обязательства с теми минимальными доходными ресурсами, которые наверняка у бюджета будут. И мы это сделали", - сказал А. Харковец.
Дело техники.
В результате "колоссальной работы" (по словам министра финансов, "мы проанализировали буквально каждую смету каждой бюджетной организации, совместно с отраслевыми ведомствами и Минэкономики проинвентаризировали все государственные программы") удалось сократить расходы бюджета на 11 трлн. BYR.
Сумма необходимого сокращения складывалась, очевидно, из прогнозов по недополученным доходам в объеме 8 трлн. BYR и дефицита бюджета, который был заложен изначально в размере 2,8 трлн. BYR.
Почему Минфин не стал сокращать доходную и расходную части бюджета в соответствии с этими реальными расчетными параметрами, можно лишь догадываться. Официального комментария на этот счет нет. Возможно, такая радикальная корректировка бюджета - как по доходам, так и по расходам - помимо указа, потребовала бы пересмотра закона о бюджете на 2009 год в парламенте. Парламентарии и так сделали замечания Минфину, что он не вносит изменения в закон даже при сохранении параметров доходной части.
Но, скорее всего, причина в том, что для сокращения доходной части потребовался бы пересмотр основных прогнозных показателей, ведь именно от них "пляшет" Минфин, когда рассчитывает доходную часть. Но так как показатели у нас решено не менять, решили оставить параметры доходной части на ранее запланированном уровне.
А чтобы не только сбалансировать бюджет по расходам и доходам, но и соотнести его с реальностью, провели техническую операцию под названием "резервный фонд президента".
Сократив размеры бюджетных фондов на суммы предполагаемых недополученных ими доходов, этими доходами наполнили резервный фонд президента, соответственно увеличив в расходной части бюджета расходы президентского фонда на 8 трлн. BYR. Отметим, что по сравнению с первоначально запланированными расходами фонда они увеличились в 26 раз!
"Мы поступили так, предполагая, что если ситуация в экономике будет улучшаться и бюджет будет получать дополнительные доходы, то мы постепенно и в определенной степени будем сокращать этот резерв, возвращая эти деньги получателям", - пояснил министр финансов.
С учетом же того, что этим фондом распоряжается президент, бюджетное ведомство оказывается "чистым" и перед законодателями. При этом А. Харковец также сообщил, что данный механизм корректировки бюджета согласован с МВФ.
На первый взгляд может показаться, что ничего радикального не произошло: какие-то несуществующие деньги куда-то записали и тут же их списали, но министр финансов "успокоил". "Это не виртуальное сокращение - на эту сумму (11 трлн. BYR) сокращены конкретные бюджетные сметы". "Фактически на эту сумму мы изъяли полномочия заключить договоры и закупить продукцию бюджетными организациями", - подчеркнул он.
Пошли под нож.
Комментируя структуру сокращения расходов, А. Харковец отметил, что "объективно сократились расходы на субсидирование нефтепереработки в связи с изменением цен на нефть". В связи с этим по данной статье произошло и наибольшее сокращение расходов - на 4,3 трлн. BYR - с 7 трлн. до 2,7 трлн. BYR.
Еще на 1,3 трлн. BYR сокращено финансирование госпрограмм. Расходы фонда социальной защиты населения с учетом ожидаемых доходов сокращены на 1,5 трлн. BYR. Сокращены также расходы дорожного фонда и фонда охраны окружающей среды - на 330 млрд. и 150 млрд. BYR соответственно.
"Все остальные статьи расходов бюджета, в том числе, естественно, и защищенные, остались без изменений. По ряду позиций расходы бюджета даже увеличены, например, в части льготирования процентных ставок по банковским кредитам для предприятий", - заявил министр.
Что касается конкретных социальных статей, то А. Харковец в интервью БЕЛТА не стал говорить о том, на сколько по сравнению с первоначальными планами сокращены расходы, например, на образование и здравоохранение. При этом он указал, что эти расходы увеличены по сравнению с расходами в бюджете 2008 года на 11 и 20% соответственно.
Сразу отметим, что рост по сравнению с 2008 годом на 11%, очевидно, не компенсирует темпов инфляции и произошедшей девальвации. Что же касается расходов на здравоохранение, то, как бы красиво ни выглядел относительный общий рост по сравнению с 2008 годом в целом по данной статье, в указе президента "уточнен" и норматив расходов на здравоохранение на одного жителя РБ - ключевой показатель расходов на оказание бесплатных медицинских услуг населению. Так вот он установлен на уровне 2008 года и не вырос ни на один рубль ни по одной из областей.
По сравнению же с первоначально запланированными расходами на 2009 год, которые были утверждены законом о бюджете, общие расходы на здравоохранение сокращены на 18%, на образование - на 21%, на социальное обеспечение - на 8%, в том числе пенсионное обеспечение - на 16%.
Урезанию подверглись статьи "национальная оборона" и "судебная власть и правоохранительная деятельность" - по 17%. Расходы на национальную экономику в целом сокращены на 33%, на топливо и энергетику - более чем на 50%.
При этом общегосударственные расходы увеличились в 1,5 раза (в том числе за счет расходов из "невиртуального" резервного фонда президента). На 55% увеличены расходы на обслуживание госдолга.
Как и отмечал А. Харковец, также увеличена поддержка предприятий в части субсидирования ставок по кредитам. Выросли расходы на поддержку сельского хозяйства, а также на обеспечение населения жильем.
Есть и некоторые другие статьи, по которым можно увидеть "плюсы" в указе президента. Например, общие расходы на ЖКХ, однако зачастую большая часть увеличения проходит по подстатье "прочие расходы". То есть можно ожидать, что это увеличение все же может оказаться "виртуальным" - финансирование увеличат лишь в случае наличия необходимых доходов.
Что касается заложенного показателя по повышению заработной платы, то, как отметил А. Харковец, "мы сохранили возможность повышения тарифной ставки первого разряда на 5%".
"То, что мы пока откладываем повышение тарифной ставки, вызвано условиями, в которых бюджет находится в настоящее время. Пока эти условия таковы, что мы не наблюдаем устойчивой стабилизации в динамике поступления доходов бюджета. Поэтому не можем инициировать подобные вещи", - констатировал министр финансов.