Белорусские исследователи спроектировали индекс резилиентности и протестировали его на Беларуси. Говорят, что и другие страны могут пользоваться их разработкой. Так что показывает индекс и кому он пригодится?
На эти вопросы ответили Леся РУДНИК, исследовательница Центра новых идей, кандидат политических наук Карлстадского университета (Швеция) и Геннадий КОРШУНОВ, cтарший научный сотрудник Центра новых идей.
Резилиентность — это понятие, которое фиксирует способность системы эффективно отвечать на внешние вызовы и внутренние кризисы. Индекс помогает определить сферы, в которых Беларусь является наиболее уязвимой, или наиболее способной преодолевать кризисы, адаптироваться к их последствиям и развиваться, объяснили исследователи.
— Беларусь — это сложная система, которую нельзя рассматривать плоско, нельзя отделить сферы одна от одной. Ведь кризис в одной из сфер может привести к кризисам в других. Мы провели исследование и сделали первую попытку методологически оценить состояние всех сфер в Беларуси, — рассказала Леся Рудник. — Это наш авторский подход, такая методология больше нигде не использовалась. Мы думаем, что у этой методологии есть потенциал к тому, чтобы ее адаптировали и применяли и в других странах.
В ходе проведения исследования были опрошены 39 белорусских экспертов, чтобы оценить резилиентность четырех сфер: политики, экономики, социума, информационной сферы.
Результаты
Общее значение индекса для страны составляет −1,88, что позволяет определить ситуацию в стране как кризисную, согласно шкале, предложенной в исследовании (где −5 соответствует худшему состоянию системы, а +5 наилучшему, резилиентному).
В самом сложном положении в 2021 году находилась политическая (−2,75) и информационная сферы (−2,46). Наиболее проблемными здесь были такие направления, как внутренняя политика (−4,55) и система охраны правопорядка (−3,35). А также условия для работы медиа (−4,67). Несмотря на “экспортное чудо”, комплексный кризис отразился и на экономической сфере (−1,44). Здесь самым показательным моментом стали отрицательные оценки количества и качества ресурсов для дальнейшего развития экономики (−2,42).
Сфера социума оказалась в состоянии стагнации (−0,87). Особенно остро здесь проявляют себя проблемы во взаимоотношениях государства и общества (−3,25).
На уровне конкретных направлений положительные оценки получили только инфраструктурные позиции — социальная инфраструктура (0,36) в сфере политики, инфраструктура в информационной сфере (0,98) и деятельность белорусов зарубежья в сфере социума (2,08).
— Из всех сфер единственное положительное направление – это диаспоры. Когда мы видим, что в обществе именно диаспора определяется экспертами как наиболее перспективное направление, это скорее не о том, что диаспоры молодцы (хотя это безусловно так), но еще больше это говорит о той ответственности, которую представители белорусов за рубежом несут по отношению к Беларуси, — сказал Геннадий Коршунов.
Кому пригодится индекс резилиентности?
По мнению авторов, индекс позволяет определить наиболее устойчивые и наиболее уязвимые сферы в структуре Беларуси и пригодится практикам.
— Своей работой мы хотели подчеркнуть, что есть слабые и сильные опорные точки, с которыми можно работать тем, кому интересно заниматься реформами в стране. Поэтому в первую очередь это исследование может быть применено в сфере политики, — пояснила Леся Рудник. — Нужно понимать сильные и слабые стороны, чтобы в будущем не только преодолевать кризисы, но еще и предсказывать их.