Сделки по слиянию и поглощению компаний (M&A), а проще говоря, сделки по покупке и продаже бизнеса, происходят постоянно. Изменения в экономике, будь то бурный рост или стагнация, способствуют увеличению количества таких сделок.
О влиянии кризиса и текущем состоянии белорусского M&A рынка газета «Белорусы и рынок» узнала у экспертов минского офиса Capital Times Investment Advisory. Компания 15 лет профессионально оказывает услуги в этой сфере.
«У каждого собственника и в каждом бизнесе мотивация к М&А-сделке разная. Мы выделяем три основные тенденции, наиболее актуальные для Беларуси», — рассказал директор по инвестиционному банкингу Capital Times Дементий ЮФЕРЕВ.
По словам эксперта, чаще всего белорусские компании, понимая, что темпы их роста год от года замедляются, ищут новые стратегические решения. Эволюционное внедрение новых бизнес-процессов, компетенций и технологий не всегда позволяет обогнать конкурентов. И тогда собственники решаются на революционный шаг — привлечение успешного иностранного партнера, обладающего новейшими технологиями, экспертизой и финансовыми ресурсами.
Вторая по популярности причина, по которой собственники решаются продать свой бизнес, — адекватная оценка того, как перераспределится рынок, если в Беларусь придет международная компания, работающая в той же отрасли. Появление нового игрока в вашей отрасли означает, что он будет понемногу отбирать долю рынка у всех участников. А если новый игрок — это международная компания с современными технологиями и бюджетом на продвижение, то она не просто отберет долю рынка, а еще и сильно опустит цены, что скажется на маржинальности отрасли в целом. В таком случае собственник принимает стратегическое решение: продать свой бизнес этому международному игроку.
«Еще одна тенденция, которую мы наблюдаем: если компании с белорусскими корнями уперлись в «стеклянный потолок», они задумываются о выходе на другие рынки (восточные или западные). Конкурировать с местными игроками можно самостоятельно, открыв представительство, либо через покупку компании, уже присутствующую на том рынке, то есть через сделку M&A», — отметил Дементий Юферев.
Как M&A-рынок отреагировал на кризис 2020 года
Согласно обзору Capital Times, в прошлом году было заключено 32 M&A-сделки с раскрытыми контрагентами, 20 из них — с участием иностранных компаний. По сравнению с 2019 годом общее количество сделок снизилось на 24 %.
Безоговорочным лидером по количеству закрытых M&A-сделок стал IT-сектор (16 сделок), остальные шестнадцать совершены в семи различных секторах экономики.
Несмотря на значительное ухудшение экономической ситуации в стране в связи с пандемией COVID-19 и политической напряженностью, в 2020 году белорусский рынок M&A был довольно активным и занял второе место после 2019 года по количеству сделок за последние 6 лет.
«Рынок M&A всегда реагирует на изменения в экономике. Когда экономика растет, сильные игроки хотят заработать на этом и покупают перспективные компании. Когда экономика падает, компании с подушкой безопасности и доступом к финансовым ресурсам получают возможность поглотить ослабленных конкурентов по привлекательной цене», — объяснил СЕО минского офиса Capital Times Кирилл КРУПЕНКОВ.
Немногочисленные инвесторы, имеющие лимиты на Беларусь, смотрят на экономический и политический кризис в нашей стране как на возможность приобретения активов с существенным дисконтом. При этом активы технологических компаний, бизнес-модель которых не завязана на локальный рынок, по-прежнему остаются привлекательными для иностранных инвесторов и имеют минимальный дисконт.
Крупнейшая в 2020 году сделка в IT-секторе — покупка израильским разработчиком Moon Active белорусской компании Melsoft, оценочная стоимость которой составила 500 млн долларов. Второй значимой сделкой стали инвестиции австралийского гемблинг-гиганта Aristocrat в минскую студию Neskin Games.
M&A-рынок за январь — апрель 2021 года
Согласно анализу Capital Times, по итогам четырех месяцев этого года успешно завершено более двадцати M&A-сделок с компаниями с белорусскими корнями. По сравнению с соответствующим периодом 2020 года рост количества сделок составил 82 %.
«90 % сделок было совершено в IT-секторе. Бизнес-модель этих компаний ориентирована на зарубежные рынки, поэтому, в отличие от других секторов, внутренние политические и экономические риски не имеют столь значительного негативного влияния на данный сектор», —
говорится в обзоре Capital Times.
Дементий Юферев добавил, что специфика доступа к финансированию M&A-сделок в Беларуси не оказала существенного влияния на их количество. Для поглощения белорусских компаний или приобретения в них доли зарубежные инвесторы пользуются собственными финансовыми ресурсами.
Эксперты отметили, что в целом белорусский рынок M&A характеризуется высокой степенью закрытости данных по сделкам. Однако в этом году доля сделок с раскрытой стоимостью существенно выросла: за четыре месяца 2021 года — 12 сделок из 20 (60 %), за 2020 год — 12 из 32 (38 %).
Половина сделок, заключенных за первые четыре месяца 2021 года, проходила с участием финансовых инвесторов.
Иностранные компании не из IT-сектора проявляют осторожность и не спешат инвестировать в белорусскую экономику. Единственным иностранным инвестором в 2021 году была российская компания «Цифровые активы» (принадлежит Сбербанку), которая инвестировала в белорусскую инжиниринговую компанию.
«Из всех белорусских секторов IT-сектор наиболее понятен западным инвесторам. IT-компании не конкурируют с белорусскими игроками, а продают свои услуги и товары глобально. Они изначально ориентированы на весь мир. Соответственно, такие компании обладают большими компетенциями и экспертизой, чаще появляются в фокусе европейских и мировых компаний и становятся объектами поглощения», — сказал Кирилл Крупенков.
Чего стоит ждать от M&A-рынка до конца года?
По мнению CEO минского офиса Capital Times, единственное, что сейчас можно спрогнозировать, это рост сделок M&A в IT-секторе: «Уверен, сделок в IT-секторе будет много, предположительно, больше, чем в 2020 году».
Говоря о том, как релокация IT-бизнеса влияет на M&A-рынок, Кирилл Крупенков отметил, что в настоящее время прямой зависимости нет, однако этот факт может оказаться стимулом для большей M&A-активности в долгосрочной перспективе.
«Белорусские компании появляются в других географиях, перевозят своих сотрудников и нанимают новых, вступают в коммерческие отношения с потребителями на этих рынках. Они начинают продавать свои продукты на новых рынках или там, где до кризиса они присутствовали в меньшей степени. Они становятся сильнее, заметнее на рынке, диверсифицируют свой продукт, и через какое-то время это позитивно повлияет на внимание к ним со стороны стратегических и финансовых инвесторов», — уверен эксперт.
Кирилл Крупенков также отметил, что некоторые белорусские IT-компании заинтересованы не в эволюционном, а в революционном развитии своего бизнеса в других странах. Они рассматривают возможность покупки IT-компаний за рубежом, чтобы стартовать на новом рынке не с нуля, а с уже наработанной клиентской базой, местными компетенциями и востребованными технологиями. Эти компании имеют возможность привлечь европейское финансирование под такие сделки по европейским ставкам.